Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 8-О "По жалобе Ивановского областного объединения организаций профсоюзов на нарушение конституционных прав и свобод положением подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 января 2005 г. N 8-О
ПО ЖАЛОБЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ПОДПУНКТА
14 ПУНКТА 3 СТАТЬИ 346.12 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Ивановского областного объединения организаций профсоюзов,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ивановское областное объединение организаций профсоюзов оспаривает конституционность положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Как следует из представленных материалов, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Иваново, руководствуясь оспариваемым положением, в конце 2002 года отказала Ивановскому областному объединению организаций профсоюзов в переводе на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что в силу пункта 1.1 устава оно является объединением организаций, а следовательно, доля непосредственного участия в нем других организаций составляет 100 процентов. Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ивановской области подтвердило правомерность действий нижестоящего налогового органа.
Требование Ивановского областного объединения организаций профсоюзов о признании незаконным отказа налогового органа в переводе на упрощенную систему налогообложения было удовлетворено решением Арбитражного суда Ивановской области от 15 апреля 2003 года, который исходил из того, что подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на применимость условия о "доле непосредственного участия" только к организациям, имеющим уставный (складочный) капитал, т.е. когда совокупная доля непосредственного участия других организаций может быть определена только при наличии вкладов в уставный (складочный) капитал организации - заявителя о переходе на упрощенную систему налогообложения; в данном же случае участие организаций - членов Ивановского областного объединения организаций профсоюзов не может быть разделено на доли.
Названное решение Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 1 сентября 2003 года, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 октября 2003 года, было отменено, и в удовлетворении требований заявителю отказано. Апелляционная и кассационная инстанции посчитали, что, если при создании общественной организации совокупная доля участников, являющихся юридическими лицами, в общем числе всех участников будет составлять более 25 процентов, данная организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения; поскольку согласно уставу членами Ивановского областного объединения организаций профсоюзов являются юридические лица, их совокупная доля участия превышает установленный норматив, в связи с чем оно не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не позволяет перейти на упрощенную систему налогообложения некоммерческим организациям, созданным в форме общественной организации, которые в силу специфики этой организационно-правовой формы не имеют уставного (складочного) капитала, вследствие чего невозможно выделить доли участия в них других организаций; тем самым оспариваемое положение нарушает конституционный принцип равенства, ограничивает конституционные права на создание профессиональных союзов и на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 30 и 34.
2. Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организация признается надлежащим субъектом упрощенной системы налогообложения, если она отвечает критерию, установленному пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, и не входит в содержащийся в пункте 3 данной статьи перечень организаций, которые не вправе применять эту систему.
Исходя из того, что термином "организация" для целей налогообложения обозначаются, согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации), право перейти на упрощенную систему налогообложения имеют все юридические лица, отвечающие требованиям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Поскольку согласно пункту 1 статьи 50 ГК Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), на упрощенную систему налогообложения вправе перейти как коммерческие, так и некоммерческие организации, если они соответствуют критериям, установленным статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. При реализации своего права на переход на упрощенную систему налогообложения и те и другие должны рассматриваться как равноправные потенциальные субъекты этой системы.
Таким образом, оспариваемое положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, по его смыслу в системе норм, определяющих понятийный аппарат налоговых правоотношений, не препятствует переходу некоммерческих организаций на упрощенную систему налогообложения и, следовательно, не нарушает конституционно-правовой принцип равенства в сфере налогообложения и конституционное право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Утверждение же заявителя о том, что данное положение ограничивает право на создание профессиональных союзов, гарантированное статьей 30 Конституции Российской Федерации, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации во внимание как необоснованное.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Под общественным объединением Федеральный закон от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" (статья 5) понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения; учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы; учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности (часть первая статьи 6); общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, которой признается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (статьи 7 и 8).
Как следует из приведенных положений Федерального закона "Об общественных объединениях", для создания общественной организации требуется созыв съезда (конференции), на котором и принимается соответствующее решение. Такое условие, как обязанность сформировать уставный (складочный) капитал, названным Федеральным законом не предусматривается, что предопределяет невозможность четко и однозначно установить долю непосредственного участия каждой организации, являющейся членом общественной организации, в ее деятельности. Кроме того, поскольку члены общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности (часть вторая статьи 6), а членские взносы должны вноситься ими в равных размерах и на равных основаниях, невозможно определить степень влияния того или иного члена общественной организации при принятии ею решений, а значит - определить долю непосредственного участия членов общественной организации в ее деятельности.
Что касается определения доли непосредственного участия других организаций в деятельности общественной организации на основе соотношения числа ее членов - юридических лиц и общего числа ее членов, то такой подход свидетельствовал бы о нарушении конституционно-правового принципа равенства в сфере налогообложения, поскольку недопустимым образом ставил бы некоммерческие организации в неравные условия с коммерческими организациями, доля участия в которых других организаций определяется на основе стоимостного соотношения их вкладов (взносов) в формирование уставного (складочного) капитала.
Таким образом, оспариваемое положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Положение, содержащееся в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении конституционно-правовой смысл данного положения является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления, признать данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Правоприменительные решения по делу Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, основанные на положении подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, должны быть пересмотрены в установленном порядке, если для этого не имеется других препятствий.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей