1. Согласно пункту 8 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сумма базовой и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц. Данная норма с 1 марта 2005 года признана утратившей силу Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году" и заменена нормой следующего содержания: "Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц". Поскольку это вдвое меньше суммы прожиточного минимума пенсионера, определенной в III квартале 2004 года Постановлением Правительства Российской Федерации, проблема, поднятая в жалобе гражданки П.Ф. Енборисовой, не снимается.
Разделяя основные выводы Конституционного Суда Российской Федерации, считаю необходимым изложить дополнительные к мотивировочной части Определения от 15 февраля 2005 года N 17-О суждения, с которыми большинство судей не согласились.
2. Оспариваемый заявительницей пункт 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" находится в системной связи с пунктом 6 его статьи 17, согласно которому размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Указанные нормы образуют единое целое и должны рассматриваться Конституционным Судом Российской Федерации как единый предмет.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил два критерия, которые необходимо учитывать при индексации базовой части трудовой пенсии: а) объективный критерий - темпы роста инфляции и б) субъективный критерий - усмотрение федерального законодателя, принимающего решение об индексации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствующих бюджетах.
Проблема применения нормы пункта 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", связанной с нормой пункта 6 его статьи 17, состоит в отсутствии прозрачных, контролируемых обществом механизмов индексации базовой части трудовой пенсии, которые должны поддерживать покупательную способность трудовых пенсий, не допуская их обесценивания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14 февраля 2005 года N 3-ФЗ индексация базовой части трудовой пенсии, индексация страховой части трудовой пенсии и дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии производятся с 1 августа 2005 года исходя из коэффициентов индексации (увеличения), определяемых Правительством Российской Федерации. Таким образом новый механизм индексации оказался свободным как от объективных, так и от субъективных критериев, которые необходимо учитывать при индексации трудовой пенсии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей