Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 130-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Орловской области о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 101, статьи 106, пунктов 1 и 6 статьи 108 и статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 января 2005 г. N 130-О
К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ АРБИТРАЖНОГО СУДА
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТОВ 1 И 6 СТАТЬИ 101, СТАТЬИ 106, ПУНКТОВ 1
И 6 СТАТЬИ 108 И СТАТЬИ 109 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.О. Красавчиковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запросов Арбитражного суда Орловской области,
1. Решениями Арбитражного суда Орловской области было отказано в удовлетворении требований Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о взыскании с ряда индивидуальных предпринимателей на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" штрафов за нарушение срока регистрации в качестве страхователей в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Центрального округа решения отменил и направил дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд, указав со ссылкой на пункт 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", что при новом рассмотрении необходимо исследовать все обстоятельства самого налогового правонарушения, в том числе смягчающие ответственность за его совершение, и дать им соответствующую оценку. Судья Арбитражного суда Орловской области А.Н. Бумагин, придя к выводу о том, что подлежащие при этом применению пункты 1 и 6 статьи 101 и пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 54 (часть 2), 118 и 123 (часть 3), приостановив производство по данным делам, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.
Кроме того, в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности статьи 106, пунктов 1 и 6 статьи 108 и статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации обратился судья Арбитражного суда Орловской области А.В. Володин, применивший их при рассмотрении дела по заявлению Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации с индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Решение, принятое по данному делу, было также отменено постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа, указавшего, что суд первой инстанции не исследовал фактические обстоятельства дела. По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения с учетом смысла, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 2) и 57, поскольку позволяют привлекать лицо к налоговой ответственности и взыскивать штраф, при том что налоговый орган не представляет доказательства вины этого лица в совершении налогового правонарушения.
2. Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 23 декабря 2003 года) с 1 января 2004 года регистрация индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется без их участия - путем представления в территориальный орган страховщика сведений непосредственно органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. До внесения указанных изменений индивидуальные предприниматели, получив свидетельство о государственной регистрации, должны были самостоятельно в установленный срок вставать на учет во внебюджетных фондах. В Федеральном законе от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность индивидуальных предпринимателей регистрироваться в качестве страхователей в органах Пенсионного фонда Российской Федерации была конкретизирована и подкреплена санкцией за уклонение от ее исполнения.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка в нижеследующем абзаце: с 1 августа 2004 года утратила силу статья 34.1 НК РФ, а не пункт 7 статьи 9.
В то же время согласно части третьей статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. При этом пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (утратила силу с 1 августа 2004 года) устанавливалось, что органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а их полномочия приводились в статье 34.1 данного Кодекса, в соответствии с которой в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные данным Кодексом.
Из приведенных законоположений следует, что порядок и условия привлечения к ответственности за уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя были аналогичны порядку и условиям привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (глава 15 Налогового кодекса Российской Федерации), в том числе касающимся обязательности установления вины правонарушителя и соблюдения процессуальных прав лиц, привлекаемых к ответственности.
Кроме того, согласно правилам главы 26 АПК Российской Федерации, устанавливающей особенности искового производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, лицо, которому в порядке абзаца второго пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование об уплате суммы налоговой санкции в добровольном порядке, имеет возможность представлять свои возражения непосредственно соответствующему государственному органу до возбуждения дела в суде.
Если же налогоплательщик - организация или индивидуальный предприниматель считает, что его права нарушены актом (как нормативным, так и ненормативным) налогового органа, действиями или бездействием соответствующих должностных лиц, он может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд путем подачи искового заявления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (статьи 137 и 138); арбитражный суд, в свою очередь, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания соответствующих сумм (пункт 6 статьи 215 АПК Российской Федерации). Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сами по себе положения пунктов 1 и 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для произвольного привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности или освобождения от нее.
В запросах Арбитражного суда Орловской области утверждается, что сложившаяся правоприменительная практика рассматривает приведенные положения Налогового кодекса Российской Федерации как возлагающие обязанность по установлению и доказыванию вины лица в совершении налогового правонарушения не на органы, принимающие решение о привлечении к ответственности, а на суды, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 118 и 123 (часть 3).
5. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в обращении нормы.
Поскольку в данном случае такая неопределенность отсутствует, запросы Арбитражного суда Орловской области не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Орловской области, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустим.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей