<Письмо> МНС РФ от 07.05.2004 N 04-3-01/265@ "О расходах арбитражного управляющего"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 7 мая 2004 г. N 04-3-01/265@

О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо о расходах арбитражного управляющего и сообщает следующее.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ с 1 января 2010 года исключена обязанность регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирование деятельности арбитражных управляющих прекратилось с 1 июля 2002 года (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ).

1 - 2. Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) и статьей 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При этом арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, установленных названными Федеральными законами, полномочий.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, которым введена статья 20.6 о вознаграждении арбитражного управляющего.

В соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона N 6-ФЗ и статьями 26 и 59 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право получать вознаграждение за осуществление своих полномочий, а также привлекать для осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом. С даты вступления в силу Федерального закона N 127-ФЗ - 02.12.2002 - вознаграждение арбитражного управляющего должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение определенных возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном размере.

В соответствии со статьями 22, 54 Федерального закона N 6-ФЗ и пунктом 1 статьи 59 Федерального закона N 127-ФЗ расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.

Кроме того, пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, заявитель, обратившийся в арбитражный суд с заявлением кредитора, обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

Федеральным законом N 6-ФЗ порядок возмещения расходов арбитражного управляющего при отсутствии денежных средств у должника не урегулирован.

Исчисление и уплата налога на доходы, полученные арбитражными управляющими, производятся в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно статье 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, в частности физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденным совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2002 N 3756).

3. Конкурсное производство открывается на основании принятого арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

С даты утверждения конкурсного управляющего в соответствии со статьей 101 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Кроме того, статьей 106 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 134 Федерального закона N 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов. Установлено также, что вне очереди за счет конкурсной массы покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Пунктом 3 статьи 105 Федерального закона N 6-ФЗ было установлено, что с основного счета должника оплачиваются следующие расходы:

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;

- расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника;

- иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Статьей 25 Федерального закона N 6-ФЗ определено, что проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с этим Законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, которым являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Следовательно, именно на этот государственный орган возлагалась обязанность по созданию организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, в том числе в случае отсутствия денежных средств у должника, а также по обеспечению реализации процедуры банкротства отсутствующего должника.

Исходя из того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это вознаграждения, расходы по оплате вознаграждения относятся на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производства, а у конкурсного управляющего вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы.

При проведении выездных налоговых проверок необходимо организовывать проведение проверок предприятия-банкрота на предмет установления источника списания расходов управляющего.

Учитывая актуальность вопросов, возникающих при налогообложении доходов арбитражных управляющих, УМНС по г. Москве предлагается провести обобщение практики налогообложения указанной категории налогоплательщиков, сложившейся в территориальных инспекциях МНС России по г. Москве. Информацию о результатах просьба сообщить Департаменту налогообложения доходов и имущества физических лиц в срок до 01.07.2004.

Б.М.КОРОЛЬ