Глава 3. Риск потери деловой репутации
3.1.4. Недостатки кадровой политики при подборе и расстановке кадров, несоблюдение принципа "Знай своего служащего" (приложение 2).
3.1.5. Возникновение у кредитной организации конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами.
3.2.1. Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить основные принципы управления риском потери деловой репутации с учетом отечественной и международной банковской практики, предусматривающие в том числе:
цели и задачи управления риском потери деловой репутации с учетом особенностей деятельности кредитной организации, ее специализации;
порядок выявления, оценки и определения приемлемого уровня риска потери деловой репутации, мониторинга риска потери деловой репутации;
принятие мер по поддержанию риска потери деловой репутации на приемлемом уровне, в том числе контроль и (или) минимизация риска;
порядок представления информации совету директоров (наблюдательному совету), исполнительным органам, подразделениям и служащим кредитной организации по вопросам управления риском потери деловой репутации;
распределение полномочий и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими в отношении реализации основных принципов управления риском потери деловой репутации;
осуществление контроля за эффективностью управления риском потери деловой репутации.
3.2.2. В целях выявления риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять:
внутренние и внешние факторы риска потери деловой репутации и порядок их выявления;
порядок проведения анализа причин возникновения риска потери деловой репутации;
изучение влияния факторов риска потери деловой репутации на деятельность и финансовое состояние кредитной организации;
программу идентификации и изучения клиентов, в первую очередь клиентов, с которыми кредитная организация осуществляет банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска, программу установления и идентификации выгодоприобретателей, соблюдение принципа "Знай своего клиента".
3.2.3. В целях оценки риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
показатели оценки уровня риска потери деловой репутации с учетом факторов его возникновения;
порядок оценки уровня риска потери деловой репутации, в том числе на консолидированной основе;
анализ влияния деловой репутации аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций на уровень риска потери деловой репутации кредитной организации;
анализ влияния благотворительной и общественной деятельности кредитной организации на ее деловую репутацию;
анализ влияния рекламно-информационной политики кредитной организации на деловую репутацию.
При оценке уровня риска потери деловой репутации кредитные организации могут ориентироваться на следующие показатели:
изменение финансового состояния кредитной организации (например, изменение структуры активов кредитной организации, их обесценение в целом или в части отдельных групп, изменение структуры собственных средств (капитала) кредитной организации);
возрастание (сокращение) количества жалоб и претензий к кредитной организации, в том числе относительно качества обслуживания клиентов и контрагентов, соблюдения обычаев делового оборота;
негативные и позитивные отзывы и сообщения о кредитной организации, ее аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации по сравнению с другими кредитными организациями за определенный период времени;
динамика доли активов, размещенных в результате сделок с аффилированными лицами, дочерними и зависимыми организациями, в общем объеме активов;
осуществление кредитной организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики. Снижение или возникновение вероятности снижения уровня ликвидности и своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов;
выявление в рамках системы внутреннего контроля случаев несоблюдения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224) и разработанных в соответствии с ним актов Банка России, а также признаков возможного вовлечения кредитной организации или ее служащих, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
выявление признаков, дающих основание полагать, что создаются условия для уклонения от предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур обязательного контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также для невыполнения и (или) неполного следования рекомендациям Банка России в указанных целях;
несоблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приводящее к ненаправлению в уполномоченный орган информации о банковских операциях и других сделках, которые (в том числе в соответствии с рекомендациями международных и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) имеют очевидный подозрительный характер или могут быть использованы в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или иной противоправной деятельности;
изменение деловой репутации аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций, постоянных клиентов и контрагентов кредитной организации;
выявление фактов хищения, подлогов, мошенничества в кредитной организации, использования служащими в личных целях полученной от клиентов и контрагентов конфиденциальной информации;
отказ постоянных или крупных клиентов и контрагентов от сотрудничества с кредитной организацией.
3.2.4. Для целей мониторинга риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
порядок мониторинга риска потери деловой репутации;
порядок своевременного реагирования на изменения обычаев делового оборота;
порядок и своевременность реагирования на поступающие в кредитную организацию предложения учредителей (участников), клиентов и контрагентов, а также других заинтересованных лиц.
3.2.5. В целях обеспечения поддержания риска потери деловой репутации на приемлемом уровне кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
подотчетность и ответственность руководителей и служащих, порядок принятия решений о проведении банковских операций и других сделок в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными и внутренними документами кредитной организации;
порядок контроля за выполнением обязательств кредитной организацией по заключенным договорам и выполнением обязательств контрагентов перед кредитной организацией;
порядок осуществления внутреннего контроля при совершении банковских операций и других сделок с учетом характера и масштабов деятельности, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
процедуры минимизации риска по направлениям деятельности кредитной организации, а также по отдельным банковским операциям и другим сделкам с повышенной степенью риска, в том числе при осуществлении дистанционного банковского обслуживания, включая интернет-банкинг;
порядок совершения банковских операций и других сделок, исключающий (минимизирующий) возможность возникновения факторов риска потери деловой репутации;
порядок стимулирования служащих;
порядок соблюдения принципов профессиональной этики;
способы минимизации риска потери деловой репутации;
порядок принятия решений об участии кредитной организации в инвестиционных, кредитных и других проектах с учетом деловой репутации контрагентов.
3.2.6. В целях минимизации риска потери деловой репутации в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организацией могут применяться следующие основные подходы:
постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о банковской тайне и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
мониторинг деловой репутации учредителей (участников), аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций;
контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой учредителям (участникам), клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
разработка системы информационного обеспечения, не допускающей использования имеющейся в кредитной организации информации лицами, имеющими доступ к такой информации, в личных интересах и предоставляющей органам управления и служащим информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о кредитной организации из средств массовой информации (периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации, включая Интернет), иных источников; своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации; своевременное реагирование на имеющуюся информацию;
определение порядка применения дисциплинарных мер к служащим, виновным в повышении уровня риска потери деловой репутации кредитной организации.
3.2.7. Ответственность за разработку и внедрение принципов управления риском потери деловой репутации рекомендуется возложить на совет директоров (наблюдательный совет) и (или) единоличный исполнительный орган в соответствии с полномочиями, определенными уставом и внутренними документами кредитной организации.
3.2.8. В целях обеспечения эффективного управления риском потери деловой репутации совету директоров (наблюдательному совету), единоличному и коллегиальному исполнительному органу, руководителю филиала кредитной организации рекомендуется:
принимать своевременные меры по устранению нарушений в деятельности кредитной организации;
содействовать соблюдению принципов профессиональной этики, в том числе принимаемых банковскими союзами (ассоциациями) и саморегулируемыми организациями, участником которых является кредитная организация;
управлять риском потери деловой репутации с оценкой степени угрозы деловой репутации кредитной организации на перспективу;
в процессе управления риском потери деловой репутации учитывать взаимосвязь различных рисков, их возможность дополнять, усиливать или компенсировать друг друга;
установить порядок представления внутренней отчетности о реагировании кредитной организации на отзывы средств массовой информации, клиентов и контрагентов, учредителей (участников) и иных лиц о кредитной организации, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях;
разрабатывать и осуществлять программы подготовки и переподготовки служащих;
соблюдать принцип "Знай своего служащего";
обеспечить идентификацию реальных владельцев кредитной организации.
3.2.9. Рекомендуется предусмотреть меры защиты кредитной организации, в том числе направленные на предотвращение действий третьих лиц по вовлечению служащих в противоправные действия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей