<Письмо> ФНС РФ от 11.02.2005 N 02-1-08/24@ "О расходах на рекламу"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 февраля 2005 г. N 02-1-08/24@

О РАСХОДАХ НА РЕКЛАМУ

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии соответственно подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

То есть по статье 264 Кодекса нормируются только расходы на покупку призов и "прочие виды рекламы". Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1 процента от выручки, которая облагается этим налогом.

При этом к прочим видам рекламы относятся только те, которые не перечислены в статье 264 Кодекса. Именно эти расходы нормируются. Остальные затраты на рекламу учитываются при налогообложении полностью (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15.01.2002 N 04-02-06/2/3).

Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" определено понятие "реклама", под которым понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Исходя из изложенного, изготовление и (или) приобретение и распространение каталогов товаров с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организаций-продавцов, распространяемых на безвозмездной основе для конечных потребителей, в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц), для организации, осуществляющей передачу информации путем адресной почтовой рассылки указанную информацию, подобные расходы не относятся к рекламным расходам, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т.п., не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 Кодекса.

Расходы организации по отправке подобной информации путем безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с Управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России") следует рассматривать как рекламные расходы, которые учитываются с учетом требований пункта 4 статьи 264 Кодекса.

По подпункту "в" пункта 1 письма следует исходить из конкретных условий договоров.

При распространении (безвозмездная раздача) каталогов через оптовых покупателей рекламных каталогов, брошюр и плакатов, содержащих информацию о товарах, их производителях и адресах возможного приобретения, посетителям - физическим лицам (потенциальным клиентам) в сторонних книжных магазинах следует учитывать, что поскольку распространение каталогов осуществляется безадресно, т.е. для неопределенного круга лиц, то подобная акция подпадает под определение рекламы, расходы по проведению этого мероприятия учитываются для целей налогообложения прибыли по пункту 4 статьи 264 Кодекса.

При безвозмездной раздаче новых видов книжной продукции на выездных региональных, международных, всероссийских выставках, а также при их использовании для оформления стендов в конференц-зале и в отделе реализации издательства расходы, связанные с изготовлением и (или) приобретением и распространением новых видов книжной продукции, подпадают под расходы, поименованные в пункте 4 статьи 264 Кодекса.

В абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 письма речь идет о безвозмездном оказании услуг. Расходы, связанные с осуществлением подобного договора, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 Кодекса, согласно которому при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Что касается последнего абзаца подпункта "в" пункта 1 письма, то в том случае если в соответствии с условиями договора оказания образовательных услуг предусматривается, в том числе, и раздача пособий, литературы, учебников и т.п., то расходы по обеспечению подсобными материалами могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

М.П.МОКРЕЦОВ