Решение Верховного Суда РФ от 09.03.2004 N ГКПИ2004-166 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 2 и 3 пункта 4 и подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 9 марта 2004 г. N ГКПИ2004-166

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н.,

при секретаре Баенском А.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 2 и 3 п. 4 и подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (с изменениями от 23 января 2004 г.),

установил:

Б., являясь индивидуальным предпринимателем, обратился с заявлением, полагая, что данный нормативный правовой акт препятствует реализации его прав при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку создает незаконные преимущества некоторой части субъектов в этой сфере деятельности, вводя неправомерно ограничения для остальных лиц, занимающихся добычей водных биологических ресурсов. Это противоречит положениям Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе", ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

В судебном заседании Б. поддержал свои требования по указанным в заявлении основаниям.

Правительство Российской Федерации в лице представителей Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству Сторожука А.Я., Каца Е.С., Изюмовой Е.А. просило заявление оставить без удовлетворения, так как нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и не противоречит федеральным законам и Конституции Российской Федерации.

Заслушав объяснения заявителя и представителей Правительства Российской Федерации, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, просившей заявление Б. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации считает необходимым заявление оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство осуществляет политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Согласно п. "b" ст. 6 Конвенции о биологическом разнообразии, принятой 5 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями предусматривает, насколько это возможно и целесообразно, меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и согласно п. "с" ст. 8 данной Конвенции регулирует или рационально использует биологические ресурсы для обеспечения их сохранения и устойчивого использования.

Эти требования международного законодательства, предлагающие соответствующим государствам принимать необходимые меры к сохранению биологического разнообразия, являются обязательными для Российской Федерации в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями от 11 ноября 2003 года) порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, то есть максимально разрешаемых объемов изъятия из природной среды в пределах общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, является средством охраны этих природных ресурсов как одной из основ жизни и деятельности народов Российской Федерации (ст. 9 ч. 1 Конституции РФ).

При этом в силу ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями от 11 ноября 2003 года) приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования на данной территории или акватории.

С учетом изложенных требований законодательства Правительство Российской Федерации приняло 20 ноября 2003 года Постановление N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (с изменениями от 23 января 2004 года), согласно которому:

4. Доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству (далее - доли), определяются комиссией в отношении водных биологических ресурсов:

континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей) - как отношение суммы квот на вылов (добычу) каждого вида водных биологических ресурсов, выделенных заявителю в промышленных целях, в целях реализации научных программ и планов ресурсных исследований, а также квот, приобретенных заявителем на аукционах, к общему объему квот, выделенных всем заявителям для использования в указанных целях в тех же районах промысла за предыдущие 3 года;

исключительных экономических зон иностранных государств и районов действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству - как отношение суммы квот на вылов (добычу) каждого вида водных биологических ресурсов, выделенных заявителю, к общему объему квот, выделенных всем заявителям в указанных зонах и районах за предыдущие 3 года.

5. Определение долей осуществляется на основании:

а) лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в промышленных целях во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также в районах регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией по рыболовству, выданных за предыдущие 3 года в установленном порядке на основании приказов Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;

б) приказов Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, утверждавших квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству, за предыдущие 3 года работы и при наличии лицензий (разрешений) на промысел указанных ресурсов;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2004 N 33)

в) лицензий (разрешений) на изъятие водных биологических ресурсов, выданных на основании планов-графиков ресурсных исследований и мониторинга водных биологических ресурсов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, за предыдущие 3 года;

г) информации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации за предыдущие 3 года о победителях аукционов, оплативших в полном объеме приобретенные лоты на вылов водных биологических ресурсов.

Положения данного нормативного акта, имевших ранее такое право, полностью соответствуют изложенным выше нормам российского и международного законодательства.

Б. на основании свидетельства N 708 о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, выданного 9 июля 2002 года регистрационной палатой г. Петропавловска-Камчатского, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере вылова и транспортировки рыбы.

В этих целях, как следует из свидетельств о праве собственности, Б. приобрел в собственность два рыболовных судна: "Ветровой" и "Крутогорово".

При рассмотрении заявка Б. на определение долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов оставлена без удовлетворения.

В связи с этим Б. полагает, что определение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов с закреплением преимущественного права за лицами, имевшими ранее такие права, существенно затрагивает его права и противоречит действующему законодательству.

Однако данная позиция заявителя Б. противоречит приведенному выше анализу российского и международного законодательства, а поэтому является несостоятельной.

Определение соответствия данного Постановления Правительства Российской Федерации положениям Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной зоне Российской Федерации" (поскольку правовое регулирование в этой части Постановлением Правительства Российской Федерации осуществлено в силу прямого указания в данном Федеральном законе) является компетенцией Конституционного Суда Российской Федерации, а поэтому доводы заявителя в этой части не подлежат правовой оценке Верховным Судом Российской Федерации.

Заявитель полагает, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации противоречит указанным им в заявлении ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с последующими изменениями), а также п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года 3948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с последующими изменениями).

Однако данное Постановление не может противоречить данным Федеральным законам, так как антимонопольные требования в этой сфере правоотношений установлены ст. 39 Федерального закона "О животном мире", в соответствии с которой запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на:

ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром;

уклонение от предоставления лицензий на пользование животным миром победителям конкурсов.

Кроме того, представителями Правительства Российской Федерации обоснованно отмечено, что установленный в этом Постановлении порядок распространяется только на указанную в нем категорию лиц, а другие субъекты предпринимательской деятельности вправе приобрести доли на вторичном рынке, порядок реализации этих прав предусмотрен иными правовыми актами.

Из этого следует, что данный нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти, федеральному законодательству не противоречит, а поэтому оснований для удовлетворения заявления Б. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 2 и 3 п. 4 и подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (с изменениями от 23 января 2004 г.) оставить без удовлетворения, за исключением правового регулирования этими положениями Постановления в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Н.ЗЕЛЕПУКИН