Документ не применяется. Подробнее см. Справку

УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ ПО ТРУДУ ЗА 1994 ГОД И ТЕКУЩИХ ОТЧЕТОВ В 1995 ГОДУ

Утверждено

Госкомстатом России

31 октября 1994 г. N 6-1-1/222

УКАЗАНИЯ

О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ

ПО ТРУДУ ЗА 1994 ГОД И ТЕКУЩИХ ОТЧЕТОВ В 1995 ГОДУ

1. Для предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм Госкомстатом России утверждены следующие первичные формы годовой отчетности по труду за 1994 год:

1.1. Для промышленных предприятий - форма N 2-т, утвержденная постановлением от 23.08.94 N 140.

1.2. Для строительных подрядных организаций и предприятий, осуществляющих строительство хозспособом (кроме колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, отчитывающихся по форме N 5-АПК годовая) - форма N 3-т, утвержденная постановлением от 30.06.94 N 93.

1.3. Для проектно-изыскательских организаций - форма N 4-кс, утвержденная постановлением от 30.06.94 N 93.

1.4. Формы N N 1-т типовая и специализированные, 5-т (потребсоюз), 8-т, 11-т - постановлением от 15.06.94 N 68.

Начиная с отчета за 1994 год, отменены формы N 1-т (средние специальные и профессионально-технические учебные заведения) и N 5-т (торг). На средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, предприятия торговли и общественного питания, ОРСы, УРСы, продснабы, фирменные магазины распространена форма N 1-т годовая.

Вместо двух форм N 1-т (речное пароходство) и N 1-т (речные пути) утверждена одна форма N 1-т (речной транспорт).

К указанным постановлениям приложены бланки утвержденных форм.

Для сельскохозяйственных предприятий Минсельхозпродом России утверждена форма N 5-АПК в составе годового отчета сельхозпредприятий за 1994 год.

Несельскохозяйственные предприятия и организации агропромышленного комплекса (промышленные, строительные, снабженческие и другие) представляют годовой отчет по соответствующим отраслевым формам по труду (N N 2-т, 3-т, 1-т и др.).

Для малых предприятий утверждена форма N МП "Об основных показателях деятельности малого предприятия за 1994 год" (постановление от 04.10.94 N 192).

2. Для отчетов в 1995 году утверждены формы текущей отчетности по труду:

2.1. Для предприятий, учреждений, организаций всех отраслей экономики - форма N 1-т месячная "Отчет по труду", в которую включен квартальный раздел "Движение работников и предполагаемое высвобождение" (постановление от 05.08.94 N 124).

Предприятия, осуществляющие строительство хозяйственным способом (кроме колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий), составляют отдельный отчет на этих работников по форме N 1-т месячная.

2.2. Для районных и областных объединений и организаций культуры, здравоохранения, кинофикации, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, предприятий и организаций потребительской кооперации, санаторно-курортных объединений, оборонных спортивно-технических организаций, территориально-производственных объединений автомобильного транспорта (или ассоциаций и организаций, созданных на их базе) утверждены: форма N 1-т (сводная) месячная "Сводный отчет о численности работников и средствах, направленных на оплату труда" и приложение к ней "Сводный отчет о движении работников" (постановление от 05.08.94 N 124).

2.3. Для совместных и иностранных предприятий - форма N 1-вэс квартальная (постановление от 15.08.94 N 133).

3. Для министерств и ведомств (перечень приведен в Приложении 2 (не приводится)), отчетность которых не централизована в органах госстатистики, представляющих сводные отчеты ВЦ Госкомстата России, утверждена форма N 1-тм (сводная) квартальная на 1995 год "Сводный отчет министерства (ведомства) о численности работников и средствах, направленных на оплату труда" (постановление от 05.08.94 N 124).

Начиная с отчета за 1994 год, отменена форма N 1-тм (сводная) годовая.

4. В связи с тем, что статистические органы отчеты по труду, полученные от предприятий, учреждений, организаций, разрабатывают по формам собственности, в некоторых годовых и месячной формах в верхнем левом углу предусмотрено заполнение этих сведений. В других формах имеется раздел о численности работников и средствах, направленных на потребление, по формам собственности.

При составлении отчета предприятия, учреждения, организации на основании учредительных документов вписывают приведенные ниже наименования формы собственности и организационно-правовой формы.

Форма собственности:

- государственная: федеральная; субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных образований, г. Москвы, г. С.-Петербурга);

- муниципальная;

- общественных объединений (организаций);

- частная;

- смешанная российская без иностранного участия (например, частно-государственная).

Организационно-правовая форма:

- государственное предприятие или учреждение;

- муниципальное предприятие или учреждение;

- предприятие или учреждение общественных объединений (организаций);

- предприятие или учреждение потребительской кооперации;

- потребительское общество;

- индивидуальное (семейное) частное предприятие (с привлечением наемного труда);

- предприятие или объединение (концерн, ассоциация, союз и др.) в форме акционерного общества закрытого типа;

- предприятие или объединение (концерн, ассоциация, союз и др.) в форме акционерного общества закрытого типа и товарищества;

- арендное предприятие в форме акционерного общества открытого типа;

- арендное предприятие в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества;

- общественное объединение (организация);

- союз (ассоциация) крестьянских (фермерских) хозяйств;

- союз потребительских обществ;

- кооператив;

- колхоз;

- совхоз;

- межхозяйственное предприятие (организация);

- другая (указать).

5. При составлении годовой и текущей отчетности по труду списочная и среднесписочная численность работников, численность принятых и выбывших работников, число отработанных человеко-часов определяются в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 N 17-10-0370, и следующими разъяснениями.

5.1. Совместители (без внутренних) и работники, выполнявшие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, не включаются в среднесписочную численность работников, а показываются в отчете по форме N 1-т месячная отдельно в строках 16, 17, в отличие от методологии, принятой для расчета налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной.

5.2. Численность совместителей (строка 16) показывается на конец I квартала, I полугодия, 9 месяцев и года. В эту численность не включаются внутренние совместители.

Работник, получающий в одном учреждении две, полторы ставки или оформленный в одном предприятии как внутренний совместитель, учитывается в среднесписочной численности как один человек (целая единица).

5.3. Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (строка 17), исчисляется по методологии определения среднесписочной численности (пункты 18 и 21 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих). Причем эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора.

Если работник, состоящий в штате предприятия, заключил договор гражданско-правового характера с этим же предприятием, то он также показывается в строке 17.

5.4. Работники, временно переведенные по инициативе администрации на работу на неполное рабочее время в связи с отсутствием сырья, сокращением объема производства (работ), а также работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы по инициативе администрации, не исключаются из среднесписочной численности и учитываются как целые единицы. Работники исключаются из среднесписочной численности в соответствии с приказом об увольнении.

Для анализа эти показатели выделены отдельно в форме N 1-т месячная, строках 10 и 12.

При заполнении строк 11, 12 следует иметь в виду, что если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска по инициативе администрации, то он показывается один раз.

5.5. При заполнении строки 09 в число фактически отработанных человеко-часов включаются отработанные человеко-часы, включая сверхурочные. Время внутрисменного простоя по различным причинам в строке 09 не учитывается.

6. При заполнении данных о средствах, направленных на потребление, на оплату труда, суммах предоставленных социальных льгот следует руководствоваться Инструкцией о составе средств, направляемых на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13.10.92 N 6-3/124, и следующими разъяснениями.

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция о составе средств, направляемых на потребление, утв. Госкомстатом РФ 13.10.1992 N 6-3/124, утратила силу с 1 января 1996 года в связи с изданием Постановления Госкомстата РФ от 10.07.1995 N 89.

6.1. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о составе средств, направляемых на потребление, в отчет по труду включаются суммы по оплате труда, начисленные к выплате в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиям и т.д.

В случае, если таких выплат не производилось из-за отсутствия средств на оплату труда, то предприятиями представляется в органы статистики отчет по труду с заполнением только показателей по численности.

6.2. В связи с задержками выплаты учреждениями и организациями сумм заработной платы работникам начисленные к выплате суммы следует включать в отчет того месяца, в котором они выплачены, с соответствующим примечанием к отчету.

6.3. В фонд оплаты труда при составлении отчета по труду включаются денежные суммы независимо от источника их финансирования, то есть премии, вознаграждения и другие виды оплаты труда, начисленные за счет прибыли, средств специального назначения и целевых поступлений. Таким образом данные фонда оплаты труда в статистическом отчете по труду за счет этого могут быть больше расходов, относимых к затратам на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

6.4. Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы, а также комиссионное вознаграждение включаются в фонд оплаты труда.

6.5. Единовременные поощрения своим работникам, включая стоимость подарков, следует учитывать в фонде оплаты труда работников списочного состава.

6.6. Просьба обратить внимание на правильность учета отпускных сумм, особенно учреждениями образования в период массовых отпусков. В отчет должны включаться суммы за дни отпуска, приходящиеся только на дни отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда следующего месяца.

6.7. Средняя заработная плата по предприятию, учреждению, организации на основании данных годовых и текущих отчетов по труду исчисляется исходя из оплаты труда работников списочного состава (включая совместителей) и среднесписочной численности работников.

6.8. В настоящее время разработаны специальные мероприятия по сохранению и созданию специализированных рабочих мест на предприятиях, например, для молодых работников с целью приобретения ими квалификации. На некоторых территориях проводятся эксперименты в связи с этим. Из Государственного фонда занятости оплачиваются в течение, например, 6 месяцев рабочие места по договору с предприятием. Оплату труда или доплату работникам за счет средств Государственного фонда занятости не следует включать в фонд оплаты труда и в отчет по труду (аналогично пособиям и пенсиям работающим из внебюджетных фондов).

Также за счет средств Государственного фонда занятости могут производиться предприятиям компенсационные выплаты как краткосрочная мера материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Эти финансовые средства органами службы занятости могут выделяться на безвозвратной либо на возвратной основе.

В случае, если предприятие возмещает органам службы занятости средства на выплату заработной платы своим работникам, то эта заработная плата включается в фонд оплаты труда.

6.9. Авторский гонорар, выплачиваемый в соответствии с договором на издание, создание произведений науки, литературы, искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения не включаются в отчетности по труду в средства, направленные на оплату труда и потребление.

6.10. В средства, направленные на потребление, включаются доходы по акциям и другие доходы от участия своих работников в собственности предприятия (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.), начисленные к выплате только работникам предприятия. Суммы дивидендов по акциям, приобретенным другими предприятиями, сторонними лицами, а также выплачиваемые неработающим пенсионерам, в средства, направленные на потребление, не включаются.

Стоимость акций или суммы, находящиеся на лицевых счетах работников предприятий, не включаются в средства, направленные на потребление. В средства включается только пай, выплаченный работнику наличными деньгами, например, в случае его увольнения с предприятия.

6.11. Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций работниками за счет средств предприятий включается в сумму социальных льгот.

6.12. Материальная помощь, поощрения и другие социальные льготы (кроме доходов по акциям), выплачиваемые неработающим пенсионерам, включаются в средства, направленные на потребление.

6.13. Материальную помощь, оплату стоимости питания и оплату их проезда к месту работы при составлении отчетов по труду как хозрасчетными предприятиями, так и бюджетными учреждениями, включая центральный аппарат министерств и ведомств, в целях единства методологии статистики всех отраслей экономики следует показывать только в средствах, направленных на потребление, и не включать в фонд оплаты труда.

6.14. В средства, направленные на потребление, не включаются расходы по содержанию жилья, дошкольных учреждений, находящихся на балансе предприятия или содержащихся на условиях долевого участия.

В средства, направленные на потребление, включаются только те суммы, которые предприятие заплатило за своих работников, например, возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях, оплата жилья, квартплаты и т.п.

7. При составлении годовых отчетов следует иметь в виду следующее.

7.1. Во втором разделе (в отдельных формах - справочно) первичных годовых отчетов по труду выделены показатели: оплата по тарифным ставкам, окладам (без отпускных, доплат и надбавок); премии; вознаграждения (надбавки) за выслугу лет; выплаты по районному регулированию оплаты труда; компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; выходное пособие; отдельные виды социальных льгот. При составлении сводных годовых отчетов данные по этим показателям следует относить к основному виду деятельности предприятия, организации.

7.2. В графу 1 раздела II (в отдельных формах - в строке) "оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам" не включаются отпускные, все доплаты и надбавки. Они включаются в графу 7 раздела II "другие виды оплаты труда". В графе 1 раздела II также учитывается оплата труда в процентах от выручки в тех отраслях, где это предусмотрено.

7.3. В выплатах по районному регулированию оплаты труда показываются районные коэффициенты, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и других районах, имеющих аналогичные льготы, коэффициенты за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях.

7.4. Следует иметь в виду, что выделенные во втором разделе, графах 9 - 12 (в некоторых формах - в строках) отдельные виды социальных льгот в сумме могут быть меньше данных графы 8 "сумма социальных льгот" за счет невыделенных отдельно в форме других видов льгот.

8. При составлении в 1995 году колхозами отчета по форме N 1-т месячная показываются следующие данные о работавших во всех отраслях хозяйства колхоза:

строка 01 - численность колхозников и наемного персонала в колхозах;

строки 03 и 04 - средства, направленные на потребление (строка 03) и оплату труда (строка 04) колхозников, наемного персонала и привлеченных лиц на сельскохозяйственные работы;

строка 05 - оплата труда колхозников и наемного персонала.

9. Совхозам, колхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям при составлении отчета по форме N 1-т месячная в строки 04, 17 следует включить студентов и учащихся, привлеченных на сельхозработы по договору подряда или другому договору гражданско-правового характера (например, на выполнение объема работ), заключенному с учебным заведением.

10. В разделе II формы N 1-т месячная "Движение работников и предполагаемое высвобождение" по строке 20 учитываются лица, зачисленные в отчетном периоде на данное предприятие приказом о приеме на работу, по строке 22 в число выбывших включаются все работники, оставившие работу на данном предприятии независимо от причин выбытия, уход которых оформлен приказом. По строке 24 в численность выбывших по собственному желанию включаются работники, выбывшие с предприятия по инициативе самого работника. По строке 29 показывается численность работников, намеченных к высвобождению на ближайший квартал в связи с реорганизацией, ликвидацией предприятия, сокращением численности персонала без учета численности тех работников, которых намечено трудоустроить на данном предприятии.

11. В случае изменения в отчетном периоде структуры предприятия или методологии определения показателей по труду данные за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятым в отчетном периоде.

Во избежание недоучета при составлении сводного отчета по территории, министерству (ведомству, объединению) в данные "с начала года" должны быть включены данные по ранее ликвидированным предприятиям.

12. Сводный квартальный отчет по форме N 1-тм (сводная) министерствами и ведомствами (согласно Приложению 2) представляется в срок, установленный ВЦ Госкомстата России.

Предприятия, образованные на базе государственных предприятий или их структурных единиц и вышедшие из системы министерства (ведомства), представляют отчетность по труду в установленном порядке, но в сводный отчет по министерству (ведомству) включаться не должны.

13. В связи с тем, что статорганы годовые отчеты по труду, полученные от предприятий, учреждений и организаций, будут разрабатывать по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области и округам, районам, городам и отраслям экономики с выделением отдельно данных по предприятиям и организациям, расположенным в городских поселениях и сельской местности, просьба дать указание:

а) учреждениям, организациям, представляющим в статистические органы сводные отчеты по всем подведомственным им предприятиям, учреждениям и организациям, о представлении сводных годовых отчетов по труду:

- по всем подчиненным им предприятиям, учреждениям и организациям;

- по предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в городах и городских поселениях.

При этом указанные организации к сводному отчету прилагают списки предприятий, учреждений и организаций, включенных в отчет, с указанием по каждому из них за 1994 год: среднесписочной численности; средств, направленных на потребление и на оплату труда, с указанием административного района и названия населенного пункта, в котором они расположены.

Распределение работников на работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в городских поселениях, производится исходя из места нахождения предприятия, учреждения, организации. К городским поселениям относятся населенные пункты, утвержденные законодательными актами как города и поселки городского типа;

б) если межобластные организации, представляющие сводные отчеты, имеющие в своем подчинении предприятия, учреждения, организации, расположенные на территории других республик, краев и областей, и эти предприятия, учреждения и организации не обязаны представлять отчеты в статистические органы по месту своего нахождения, то сводные отчеты и списки предприятий, учреждений и организаций с указанными выше данными составляются отдельно на каждую республику, край, область, район, город и представляются в статистические органы по месту нахождения межобластной организации. Статистические органы, получившие такие отчеты, пересылают их вместе со списками статорганам соответствующих республик, краев, областей.

Управление статистики

труда