Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2005 N 316-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 части 1 статьи 91 и пунктом 6 статьи 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 июля 2005 г. N 316-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБ ООО "ФЛОТ-1", ООО "ФЛОТ-2", ООО "ФЛОТ-3",
ООО "ФЛОТ-4" И ООО "ФЛОТ-5" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 91 И ПУНКТОМ 6
СТАТЬИ 301 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5" вопрос о возможности принятия их жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Определениями Арбитражного суда Приморского края от 3 и 7 октября 2003 года, рассмотревшего ходатайства ЗАО "Каско-Флот" о принятии мер по обеспечению иска, капитану Петропавловск-Камчатского морского торгового порта было запрещено производить какие-либо регистрационные записи в Государственном судовом реестре порта в отношении теплоходов "Гриша Подобедов", "Лида Демеш", "Вася Курка", "Тихон Семушкин" и "Павел Щавелев". Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5" - третьим лицам по делу о признании недействительной сделки по выводу ЗАО "Каско-Флот" из состава участников ООО "Партизан-1" - отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решений арбитражных судов, принятых по делам с их участием.
В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5" оспаривают конституционность пункта 2 части 1 статьи 91 и пункта 6 статьи 301 АПК Российской Федерации, регламентирующих обеспечительные меры и содержание определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Эти статьи, по мнению заявителей, не соответствуют статьям 35 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, допускают запрет на совершение определенных действий в отношении любого имущества, в том числе имущества, в отношении которого отсутствует спор; позволяют отказывать в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации без какого-либо обоснования. Кроме того, заявители полагают, что утверждение Конституционного Суда Российской Федерации, содержащееся в его Определении от 20 ноября 2003 года N 449-О, о неподведомственности Конституционному Суду Российской Федерации проверки соблюдения требований статьи 301 АПК Российской Федерации Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, нуждается в пересмотре.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителей о том, что их жалобы не соответствуют требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5" материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
2.1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 АПК Российской Федерации в качестве обеспечительной меры может выступать обращенный к ответчику и другим лицам запрет совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Что касается правильности применения тех или иных обеспечительных мер в конкретном деле, установления и оценки обстоятельств того, является ли имущество предметом спора, имеются ли основания для принятия мер по обеспечению иска в ходе рассмотрения дела, а также избрания той меры обеспечения иска, которая в зависимости от характера заявленных требований и существа спорных правоотношений необходима в данном случае, то разрешение этих вопросов в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на судебное обжалование решений органов государственной власти, в том числе судебной (статья 46, части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной проверки решений арбитражных судов по жалобам заинтересованных лиц.
Реализация права на судебную защиту по делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов, обеспечивается совокупностью закрепленных в законодательстве процессуальных средств. В частности, требования к содержанию определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора содержатся в статье 301 АПК Российской Федерации. В силу пункта 6 данной статьи такое определение должно содержать мотивы отказа, препятствующие пересмотру оспариваемого судебного акта в порядке надзора и, соответственно, ответы на доводы заявителя.
Проверка того, соблюдены ли при рассмотрении заявлений ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5" о пересмотре судебных актов в порядке надзора предписания пункта 6 статьи 301 АПК Российской Федерации в части обязательности указания судом мотивов отказа в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, который решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Изменение правового регулирования полномочий Конституционного Суда Российской Федерации относится к компетенции законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб ООО "Флот-1", ООО "Флот-2", ООО "Флот-3", ООО "Флот-4" и ООО "Флот-5", поскольку разрешение поставленных в них вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей