Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Разработка нормативных энергетических характеристик водяных тепловых сетей

II. Разработка нормативных энергетических характеристик

водяных тепловых сетей

6. Нормативные энергетические характеристики водяных тепловых сетей разрабатываются в соответствии с нормативными документами, а также методиками по составлению энергетических характеристик для систем транспорта тепловой энергии и определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей.

7. Организация, эксплуатирующая тепловые сети, периодически, но не реже одного раза в год, проводит сопоставление нормативных и фактических характеристик и показателей, выявляет резервы экономии тепловой и электрической энергии и теплоносителя (энергосберегающий потенциал), разрабатывает мероприятия по повышению эффективности рассматриваемой системы транспорта тепловой энергии и теплоносителя (тепловой сети), а также меры по повышению эффективности системы централизованного теплоснабжения, к которой относится рассматриваемая тепловая сеть.

По каждому из мероприятий указывается его техническая сущность и рассчитывается его годовой экономический эффект и годовая экономия тепловой, электрической энергии (топлива) и сетевой воды (теплоносителя, химочищенной воды).

Основой для сопоставления фактических и нормативных характеристик и разработки мероприятий по энергосбережению (по сокращению резерва тепловой экономичности) являются результаты обязательных энергетических обследований организаций, выполняемых в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" <*> и в сроки, устанавливаемые государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по рациональному использованию и сбережению энергоресурсов.

-------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1551.

8. Организация, эксплуатирующая тепловые сети:

- рассматривает перечень мероприятий, разработанных в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, с точки зрения обеспеченности их материальными ресурсами, денежными средствами, и определяет очередность и сроки их выполнения, а также результаты выполнения ранее предусмотренных мероприятий;

- на основе экономического эффекта мероприятий и сроков их выполнения для каждого последующего года в течение пяти лет после разработки (пересмотра) нормативных энергетических характеристик устанавливает задание по степени использования резерва по показателям, для которых выявлены несоответствия нормативных и фактических значений.

Результаты рассмотрения экономически обоснованных мероприятий по повышению энергетической эффективности передачи тепловой энергии оформляются, как правило, протоколом, в котором приводятся установленные задания по степени использования резерва, дается обоснование неполного соответствия фактических показателей нормативным значениям в течение пяти лет после пересмотра (разработки) нормативных характеристик.

Протокол подписывается руководством организации, эксплуатирующей тепловые сети, руководством вышестоящей организации и включается в состав нормативных энергетических характеристик тепловых сетей (нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на предстоящий регулируемый период).

К протоколу прилагается перечень намеченных к выполнению экономически обоснованных мероприятий по повышению энергетической эффективности систем централизованного теплоснабжения и передачи тепловой энергии с указанием эффекта в натуральном и денежном выражении, сроков выполнения, затрат на реализацию, их окупаемости.

В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. <*>, при применении энерго- и ресурсосберегающих мероприятий сохраняются (на срок, превышающий на два года срок окупаемости затрат на их реализацию) расчетные уровни расходов, сложившиеся в период, предшествующий сокращению расходов. При этом часть сэкономленных средств (при условии подтверждения экономической и энергетической эффективности указанных мероприятий результатами периодически проводимых обязательных энергетических обследований) направляется на финансирование энерго- и ресурсосберегающих мероприятий.

-------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, ст. 791.

9. Нормативные энергетические характеристики должны содержать порядок расчета нормативных значений показателей, включенных в состав разрабатываемых или пересматриваемых, с расчетными формулами и ссылками на источники первичной информации.

В качестве исходных данных при составлении нормативных энергетических характеристик должны использоваться результаты испытаний, обязательных энергетических и других обследований тепловых сетей и оборудования, данные приборного учета тепловой энергии и теплоносителя, результаты анализа других отчетных и статистических материалов.

Нормативные энергетические характеристики должны содержать:

- исходные технические данные по тепловым сетям, источникам теплоты и системе централизованного теплоснабжения в целом, принятые за основу для разработки нормативных энергетических характеристик;

- расчетные и среднестатистические значения внешних (климатических) факторов (температуры наружного воздуха, грунта и т.п.), принятых для разработки нормативных энергетических характеристик;

- значения поправок (при необходимости - алгоритмы их определения) на изменения фактических данных и условий от принятых при разработке нормативных энергетических характеристик;

- методики проведения сопоставления фактических показателей с нормативными энергетическими характеристиками;

- заключение экспертной организации.

10. Нормативные энергетические характеристики по своему составу должны соответствовать требованиям пункта 9 настоящего Порядка, а также содержать пояснительную записку, отражающую результаты разработки (пересмотра) характеристик с указанием:

- резервов экономии тепловой, электрической энергии, теплоносителя (энергосберегающего потенциала) и их основных составляющих;

- причин, не позволяющих в течение пяти лет после пересмотра нормативных энергетических характеристик полностью использовать выявленные резервы экономии тепловой и электрической энергии и сетевой воды.

11. Срок действия нормативных энергетических характеристик устанавливается в зависимости от степени их проработки и достоверности исходных материалов, но не может превышать пять лет.

Внеочередной пересмотр нормативных характеристик осуществляется в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

12. Нормативные энергетические характеристики систем транспорта тепловой энергии могут разрабатываться как по отдельности, так и в совокупности. При оформлении нормативных энергетических характеристик в одном документе очередность показателей должна быть соблюдена в порядке, указанном в пункте 1 настоящего Порядка.

13. Для каждой энергетической характеристики должна быть приведена пояснительная записка с перечнем необходимых исходных данных и краткой характеристикой системы теплоснабжения, отражающая результаты пересмотра (разработки) нормативной энергетической характеристики в виде таблиц и графиков. Каждый лист нормативных характеристик, содержащий графические зависимости показателей, должен быть подписан руководителем организации, эксплуатирующей тепловые сети.

На титульном листе должны быть предусмотрены подписи должностных лиц организаций, указаны срок действия энергетических характеристик и количество сброшюрованных листов.

14. Совместно с нормативными энергетическими характеристиками водяных тепловых сетей, содержащими документы в соответствии с требованиями настоящего Положения об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии (далее - Положения), организация, эксплуатирующая тепловые сети, представляет:

1) результаты энергетического обследования тепловых сетей, проведенного в период, предшествующий разработке характеристик;

2) при первичной разработке нормативных характеристик - сводную таблицу, содержащую фактические показатели в целом за год и за каждый из 12 месяцев, предшествующих разработке;

3) при пересмотре нормативных характеристик - сводную таблицу, содержащую нормативные и фактические показатели в целом за год и за каждый из 12 месяцев, предшествующих пересмотру.

При пересмотре нормативной характеристики по одному из показателей должна быть проведена корректировка нормативных характеристик по другим показателям, по которым в результате указанного пересмотра произошло изменение условий или исходных данных (если взаимосвязь между показателями обусловлена положениями методики разработки нормативных характеристик);

Если при рассмотрении представленных нормативных характеристик будут обнаружены несоответствия положениям методических указаний по составлению энергетических характеристик для систем транспорта тепловой энергии, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана представить скорректированные нормативные характеристики.

15. Пересмотр нормативных характеристик (частичный или в полном объеме) производится:

- при истечении срока действия нормативных характеристик;

- при изменении нормативно-технических документов;

- в случаях, оговоренных нормативными документами, а также методиками по составлению энергетических характеристик для систем транспорта тепловой энергии и определению нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей;

- по результатам обязательного энергетического обследования тепловых сетей, если выявлены отступления от требований методических указаний, недостоверность принятых исходных данных.

Кроме того, пересмотр энергетических характеристик тепловых сетей производится в связи с произошедшими изменениями приведенных ниже условий работы тепловых сетей и системы теплоснабжения:

а) по показателю "потери сетевой воды":

- при значительном (+/- 5%) изменении материальной характеристики тепловых сетей;

- при значительном изменении (+/- 5%) объемов внутренних систем теплопотребления (изменении присоединенной тепловой нагрузки на отопление по договорам +/- 5%);

б) по показателю "тепловые потери":

- после проведения очередных испытаний по определению тепловых потерь, в случае, если по результатам испытаний тепловые потери изменились по сравнению с результатами предыдущих испытаний на 5 и более процентов;

- при значительном (+/- 5%) изменении материальной характеристики тепловых сетей на балансе энергоснабжающей организации;

- при изменении эксплуатационного температурного графика отпуска тепловой энергии;

в) по показателям "удельный среднечасовой расход сетевой воды на единицу присоединенной тепловой нагрузки потребителей" и "разность температур сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах":

- при изменении эксплуатационного температурного графика отпуска тепловой энергии;

- при значительном (+/- 5%) изменении суммарных договорных нагрузок;

- при изменении тепловых потерь в тепловых сетях, требующих пересмотра соответствующей энергетической характеристики (см. выше);

г) по показателю "удельный расход электроэнергии на транспорт и распределение тепловой энергии":

- при изменении количества насосных станций или центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП) в тепловой сети на балансе энергоснабжающей (теплосетевой) организации, в случае, если электрическая мощность электродвигателей насосов во вновь подключенных или снятых с баланса насосных станциях (ЦТП) составляет 5% от суммарной нормируемой электрической мощности; то же относится к изменению производительности (или количества) насосов при неизменном количестве насосных станций (ЦТП);

- при изменении эксплуатационного температурного графика отпуска тепловой энергии;

- при изменении условий работы насосных станций (ЦТП) на балансе энергоснабжающей организации вследствие автоматизации, изменения диаметров рабочих колес насосных агрегатов, изменения расходов и напоров сетевой воды и других факторов, в результате чего электрическая мощность электрооборудования изменяется более чем на 5%.

16. Все частичные изменения и дополнения нормативных характеристик оформляются протоколом, содержащим причины изменения показателей и обоснование их новых значений, который оформляется в соответствии с настоящим Порядком так же, как и для нормативных энергетических характеристик.