6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия
20. В пункте 6.1 описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. В соответствии с этим предприятие подробно характеризует следующие положения: стратегия проникновения на рынок; стратегия роста предприятия; каналы распределения продукции, коммуникации.
В стратегии проникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действий по: проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка. В качестве примера рассмотрим стратегию проникновения на новый рынок, применяемую японскими фирмами. Она заключается в том, чтобы закрепиться на рынках тех стран, у которых нет национального производства данного товара, а потом, используя накопленный опыт, внедряться на рынки других стран ("стратегия лазерного луча"). При этом, начав с экспорта более массовых недорогих товаров (и соответственно с удовлетворения запросов не слишком привередливых покупателей), создав образ "японское - значит великолепного качества", эти фирмы постепенно переходят к работе на рынках более дорогих товаров (но не самых престижных), а также строят сборочные заводы в странах, куда прежде отправляли свою продукцию в собранном виде.
Описание стратегии роста (стратегии развития) предприятие осуществляет в соответствии со следующей схемой:
┌────────────────────────────┐
┌───────┤ СТРАТЕГИЯ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ├───────┐
│ └────────────┬───────────────┘ │
┌────────┴──────┐ ┌──────────┴───────────┐ ┌─────────┴─────────┐
│ ИНТЕНСИВНЫЙ │ │ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ РОСТ │ │ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ │
│ РОСТ │ │ (ВЕРТИКАЛЬНАЯ │ │ РОСТ │
├───────────────┤ │ ИНТЕГРАЦИЯ) │ ├───────────────────┤
│ │ ├──────────────────────┤ │ │
│* Возможности │ │* Возможности инте- │ │* Возможности, │
│предприятия при│ │ грации с другими │ │ открывающиеся за │
│существующих │ │ элементами │ │ пределами отрасли│
│масштабах │ │ маркетинговой │ │ │
│деятельности │ │ системы отрасли │ │ │
│ │ │ │ │ │
│* Глубокое │ │* Регрессивная инте- │ │* Концентрическая │
│ внедрение на │ │ грация (заполучить │ │ диверсификация │
│ рынок │ │ во владение или │ │ (пополнение │
│ │ │ поставить под │ │ ассортимента │
│ │ │ жесткий контроль │ │ изделиями, │
│ │ │ поставщиков) │ │ похожими на товары│
│ │ │ │ │ предприятия) │
│ │ │ │ │ │
│* Расширение │ │* Прогрессивная │ │* Горизонтальная │
│ границ рынка │ │ интеграция │ │ диверсификация │
│ │ │ (заполучить во │ │ (пополнение │
│ │ │ владение или │ │ ассортимента │
│ │ │ поставить под │ │ изделиями, не │
│ │ │ жесткий контроль │ │ похожими на товары│
│ │ │ систему рас- │ │ предприятия, но │
│ │ │ пределения) │ │ интересными для │
│ │ │ │ │ существующих │
│ │ │ │ │ потребителей) │
│ │ │ │ │ │
│* Совершенство-│ │* Горизонтальная │ │* Конгломератная │
│ вание товара │ │интеграция (заполучить│ │ диверсификация │
│ │ │во владение или │ │ │
│ │ │поставить под жесткий │ │ │
│ │ │контроль предприятия -│ │ │
│ │ │конкуренты) │ │ │
└───────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────────────┘
Предприятие, описывая стратегию маркетинга, дает характеристику каналов распределения. Канал распределения - совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;
е) организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
з) принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
В плане финансового оздоровления предприятие сообщает, кто выполняет вышеперечисленные функции с указанием их реквизитов и сбытовой сети (склады, магазины, их местонахождение и емкость), а также приводит схемы каналов распределения наподобие нижепредставленных.
┌───────────────┐ ┌─────────────┐
1.│Производитель ├──────────────────────────────┤ Потребитель │
└───────────────┘ └─────────────┘
┌──────────┐
┌───────────────┐ │ Розничный│ ┌─────────────┐
2.│Производитель ├────────────────┤ торговец├──┤ Потребитель │
└───────────────┘ └──────────┘ └─────────────┘
┌────────┐ ┌─────────┐
┌──────────────┐ │Оптовый │ │Розничный│ ┌─────────────┐
4.│Производитель ├──┤торговец├──────┤ торговец├──┤ Потребитель │
└──────────────┘ └────────┘ └─────────┘ └─────────────┘
┌────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐
┌──────────────┐ │Оптовый │ │Мелко- │ │Розничный│
5.│Производитель ├──┤торговец├──────┤оптовый ├───┤торговец │
└──────────────┘ └────────┘ │торговец │ └─────┬───┘
└─────────┘ │
┌──────┴──────┐
│ Потребитель │
└─────────────┘
После каналов распределения в пункте 6.1 описывается система маркетинговых коммуникаций, т.е. комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя. Система маркетинговых коммуникаций включает в себя следующий набор элементов:
- решения, принимаемые службой маркетинга.
При описании такого элемента как реклама, предприятие указывает тип и средства распространения применяемой рекламы. Реклама подразделяется на товарную и фирменную.
Товарная реклама - это информация о потребительских свойствах и качествах товара. Такая реклама, создавая определенный образ товара, нацеливая покупателя на его приобретение, создает спрос на товар.
Фирменная реклама - это реклама предприятия, его успехов, достоинств. Задачей фирменной рекламы является создание в обществе, среди потенциальных клиентов предпочтительного имиджа предприятия, образа предприятия, который вызывал бы доверие к самому предприятию и всем выпускаемым им товарам.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть указана:
- пресса (газеты, журналы, книги, справочники);
- печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т.п.);
- наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрифицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т.п.);
- реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, железнодорожных и автовокзалах, аэро- и морских портах);
- экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);
При характеристике такого элемента системы маркетинговых коммуникаций как стимулирование сбыта предприятие описывает используемые им средства стимулирующего воздействия на покупателей, продавцов и посредников.
Стимулирование, направленное на покупателей, заключается в предложении последним ощутимой коммерческой выгоды, которая побуждает их приобретать товары систематически и в больших количествах. Для этого используют самплинг (бесплатное распространение образцов), купоны, скидки, кредит в различных его формах (например, рассрочка, отсутствие первоначального взноса и т.п.), премии, конкурсы, демонстрация товара и т.д.
Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его покупателей. Методы воздействия при этом могут быть следующие: скидки, субсидирование рекламы и других подобного рода мероприятий, конкурсы, предоставление бесплатного или на льготных условиях специального оборудования.
Стимулирование сбыта, рассчитанное на продавцов, направлено на достижение этими людьми высоких показателей в работе. Стимулирование может заключаться в формах морального воздействия, денежном вознаграждении, дополнительных отпусках, развлекательных поездках за счет предприятия, ценных подарках и т.д.
Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда: на рынке много конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами; нужно защитить позиции предприятия на рынке при переходе товара на стадию зрелости; товар впервые вводится на рынок; товары продаются методом самообслуживания или посылочной торговли.
После методов стимулирования сбыта описывается прямой маркетинг. При прямом маркетинге предприятие (его сотрудники) принимает непосредственное участие в распространении нужной для него информации, в осуществлении других необходимых действий.
К прямому маркетингу относят: прямую рекламу (лично вручаемые рекламные материалы и прямая почтовая реклама). К этим средствам следует отнести личные взаимоотношения с клиентами, публичные выступления, использование рекомендаций, персональную продажу (продажа товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары личного пользования, или на предприятии, если производственного назначения), телемаркетинг (убеждение, продажа, совершение сделок или договоренность о них и даже послепродажное обслуживание с помощью видеотекста, телефакса, компьютера, телефона), посылочную торговлю по каталогам и прейскурантам (убеждение покупателя всеми возможными способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров, описание которых дается в рекламной литературе).
Прямой маркетинг наиболее эффективен тогда, когда: предприятие небольшое и его возможности проведения работ по полному комплексу маркетинговых коммуникаций ограничены; покупатели сконцентрированы на одной территории, требуется демонстрация товара в действии; стоимость единицы продукции высока; товар невозможно сбыть никаким другим путем, товар приобретается через равномерные промежутки времени; товар требует индивидуальной подготовки к требованиям заказчика; товар входит в группу, которая обменивается на новые товары при сдаче старых и внесении соответствующей доплаты.
В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик рилейшнз - организация общественного мнения. Основная задача паблик рилейшнз - создание и сохранение имиджа предприятия.
Для решения этой задачи используются следующие элементы: пропаганда, отклики прессы, использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации, организация интервью с руководителями предприятия, проведение дней открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы, опубликование годовых отчетов предприятия, лоббизм. Пропаганда занимает самое значительное место в структуре паблик рилейшнз; спонсорство: предоставление предприятием средств отдельным лицам и организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. для достижения и закрепления имиджа, решения задач по реализации целей предприятия; участие в выставках и ярмарках; разработка и поддержание фирменного стиля.
Фирменный стиль - это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой - противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: товарный знак, логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия), фирменный блок (объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги), фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т.п.), фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная одежда.
Назначение фирменного стиля - свидетельствовать, что предприятие работает образцово, поддерживает порядок во всем как в производстве, так и сопутствующей ему деятельности; создать у покупателя уверенность в том, что и товар, выпускаемый предприятием, образцовый, что она не стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции.
В заключительной части характеристики коммуникаций приводится описание решений, принимаемых службой маркетинга. Все решения службы маркетинга, воздействующие на внешнюю среду предприятия, можно разделить на:
- открытые, которые доводятся до сведения клиентов. Это могут быть решения относительно товарной, целевой, сбытовой политики, о целях маркетинга и предприятия;
- закрытые, которые также принимаются службой маркетинга, но некоторое время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга и т.п.). В определенное время, когда предприятие начнет проводить новую ценовую, товарную или сбытовую политику, конкуренты и клиенты будут поставлены перед свершившимся фактом. Говоря о решениях, принимаемых службой маркетинга, необходимо сказать об утечке информации. Она может быть следствием промышленного или коммерческого шпионажа, либо специально организована для оказания нужного влияния на конкурентов и других клиентов предприятия. Промышленный или коммерческий шпионаж - метод недобросовестной конкуренции.
К неэтичным способам сбора информации относят использование подслушивающих устройств, переманивание специалистов, их подкуп и шантаж.
К этичным источникам информации относят публикации в газетах и журналах, фирменные изделия, годовые отчеты предприятий и т.д.
21. Пункт 6.2 содержит характеристику и анализ каналов сбыта, а также таблицу объемов сбыта продукции по каждому каналу, прилагаемую в виде приложения к плану финансового оздоровления.
Под сбытом в данном пункте понимается непосредственное общение продавца и покупателя. Описание каналов сбыта производится аналогично описанию каналов распределения в пункте 6.1.
В таблице объемы сбыта продукции приводятся за один год, предшествующий наступлению неплатежеспособности предприятия.
22. В пункте 6.3 приводится подробное описание продукта (услуги), жизненного цикла продукта, а также исследования и разработки по совершенствованию (модернизации) старого продукта и (или) созданию и внедрению нового продукта.
В описание продукта входят такие сведения как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
- защищен ли товар (изобретение) в стране пребывания лицензиара?
- защищен ли товар (изобретение) в странах предполагаемой территории осуществления проекта?
- защищен ли товар (изобретение) на основных экспортных рынках?
- каков объем прав по патентам лицензиара?
- касаются ли пункты формулы изобретения всего объекта или его части?
- достаточно ли сильны пункты формулы изобретения (возможны ли обход или аннулирование патента)?
- касаются ли пункты формулы изобретения одновременно способа и устройства?
- защищена ли конкурентная продукция?
- могут ли конкуренты производить и продавать свою продукцию, не нарушая ваших патентных прав?
Концепция жизненного цикла продукта исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным, продуктом. При этом прибыль от реализации прежнего продукта настолько уменьшается из-за падения спроса, что дальнейшая торговля им становится экономически невыгодной.
Жизненный цикл продукта состоит из следующих стадий:
- внедрение (на этой стадии торговля убыточна: объем продаж низок, маркетинговые расходы велики);
- рост (признание покупателями продукта и быстрое увеличение спроса на него: растет объем продаж, прибыль, расходы на рекламу несколько стабилизируются);
- зрелость (большинство покупателей уже приобрело продукт. Поэтому темпы роста продаж падают, прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия);
- насыщение (несмотря на принятые меры рост продажи больше не наступает. Прибыль торговли, однако, увеличивается из-за уменьшения расходов на производство: полное освоение технологии и снижение брака);
- спад (период резкого снижения продажи, а затем и прибыли).
Предприятие на основе изменений темпа продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время его продукт, и сообщает об этом в плане финансового оздоровления. Одновременно с этим, в зависимости от установленной стадии жизненного цикла, предприятие описывает предпринимаемые им мероприятия (снижение цены, повышение качества, улучшение сервиса, увеличение рекламы), которые способствуют поддержанию спроса на продукт. В то же время предприятие описывает исследования и разработки по модернизации продукта, а также созданию и внедрению нового продукта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей