Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 апреля 2008 г. N 293

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН

(ТАРИФОВ, СБОРОВ) НА УСЛУГИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ

МОНОПОЛИЙ В ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛАХ, ПОРТАХ, АЭРОПОРТАХ

И УСЛУГИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2010 N 268,

от 27.06.2013 N 543, от 04.09.2015 N 941, от 12.11.2016 N 1153)

1. Настоящее Положение определяет:

а) цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы);

б) основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

в) правила государственного регулирования тарифов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"органы регулирования" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2013 N 543, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

"субъект регулирования" - субъект естественной монополии, оказывающий услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях:

а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек;

б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

в) повышение качества оказываемых услуг.

4. Государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

5. Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

6. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

7. Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.

Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

8. Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Принципы дифференциации тарифов определяются органом регулирования с учетом условий оказания услуг субъектами регулирования, влияющих на размер расходов, связанных с оказанием этих услуг.

10. Государственное регулирование тарифов осуществляется на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования.

11. Государственное регулирование тарифов осуществляется с применением следующих методов регулирования:

метод экономически обоснованных затрат;

метод сравнения аналогов (для аэропортов).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет выбор метода государственного регулирования тарифов для аэропортов исходя из необходимости обеспечения эффективности государственного регулирования тарифов с учетом особенностей, изложенных в методических указаниях (методиках) по вопросам государственного регулирования тарифов для конкретного метода регулирования.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1153)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Для расчета тарифов методом экономически обоснованных затрат определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1153)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) расходы, связанные с оказанием услуг субъектами регулирования, в том числе:

расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

б) отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;

в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

13. Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Выявленные по данным отчетности средства по отдельным статьям расходов, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.

13(1). При применении метода сравнения аналогов производится сопоставление расходов на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах с расходами на аналогичные услуги на сопоставимых рынках услуг в аэропортах и (или) сопоставление капитальных затрат на строительство объектов инфраструктуры аэропортов, используемых для оказания услуг, подлежащих государственному регулированию, со стоимостью строительства сопоставимых объектов.

(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1153)

14. В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования и внедрения новых технологий при определении размера необходимой валовой выручки в течение периода окупаемости инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования и снижение его расходов, а также в течение 2 лет после завершения указанного периода расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения в результате реализации этих инвестиционных проектов.

В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования в аэропортах и внедрения новых технологий при реализации субъектом регулирования инвестиционной программы, необходимой для осуществления регулируемых услуг в соответствии с текущим состоянием материально-технической базы и перспективами развития субъекта регулирования, необходимостью внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности его деятельности, регулируемые тарифы на услуги субъектов регулирования в аэропортах устанавливаются на долгосрочный период продолжительностью не менее 3 лет (далее - долгосрочные тарифы).

Долгосрочные тарифы устанавливаются при условии одобрения Правительственной комиссией по транспорту инвестиционных проектов по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропортов, используемых для оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1153)

(см. текст в предыдущей редакции)

14(1). Хозяйствующие субъекты, реализующие инвестиционные проекты по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропортов и планирующие после их завершения осуществлять оказание в аэропортах услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, вправе представить в Федеральную антимонопольную службу предложения по установлению долгосрочных тарифов на такие услуги, которые будут применяться после введения в отношении указанных хозяйствующих субъектов государственного регулирования (далее - предложение об установлении долгосрочных тарифов).

Предложение об установлении долгосрочных тарифов при наличии решения Правительственной комиссии по транспорту об одобрении соответствующего инвестиционного проекта по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропорта, используемых для оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, Федеральной антимонопольной службой направляется в Правительство Российской Федерации с проектом решения Правительства Российской Федерации об одобрении такого предложения.

(п. 14(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1153)

14(2). Установление долгосрочных тарифов, которые будут применяться после введения в отношении указанных в пункте 14(1) настоящих Правил хозяйствующих субъектов государственного регулирования, осуществляется Федеральной антимонопольной службой на основании решения Правительства Российской Федерации об одобрении предложения об установлении долгосрочных тарифов и с учетом ограничения совокупной тарифной нагрузки на пользователей услуг в аэропортах, определяемой Федеральной антимонопольной службой в соответствии с методическими указаниями (методиками) по вопросам государственного регулирования тарифов.

(п. 14(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1153)

15. Федеральная антимонопольная служба утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

17 - 34. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 543.

(см. текст в предыдущей редакции)