Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 434-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дзгоевой Раисы Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 ноября 2005 г. N 434-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ДЗГОЕВОЙ РАИСЫ ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Р.И. Дзгоевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В жалобе гражданки Р.И. Дзгоевой оспаривается конституционность статьи 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которой в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, гражданка Р.И. Дзгоева с февраля 1992 года занимала различные государственные должности в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (в настоящее время - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации), откуда была уволена в апреле 2004 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию при стаже государственной службы 12 лет и 2 месяца. Поскольку ее предыдущая работа (с апреля 1980 года по февраль 1992 года) в центральном аппарате Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР не предусмотрена Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413), на основании его пункта 15, а также Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (утвержден Постановлением Минтруда России и Минфина России от 12 января 2004 года N 1/1н), в стаж государственной службы для назначения Р.И. Дзгоевой пенсии за выслугу лет были включены 5 лет ее работы в данной организации и назначена пенсия за выслугу лет.

Считая, что в стаж необходимо включить весь период ее работы в центральном аппарате Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, поскольку в таком случае размер пенсии был бы выше, Р.И. Дзгоева обратилась в Пресненский районный суд города Москвы, который своим решением от 12 октября 2005 года отказал в удовлетворении ее иска к Правительству Российской Федерации о перерасчете пенсии.

По мнению заявительницы, нормами перечисленных нормативных актов, а также статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нарушены ее права, гарантированные статьями 13 (часть 2), 19 (часть 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона Перечнем не предусмотрена работа в центральном аппарате Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявительницу о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Р.И. Дзгоевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет необходимость установления особого правового статуса государственных служащих.

В соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" и действующим в настоящее время Федеральным законом от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 10) реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, включающий унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, утверждается указами Президента Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, выполнявших до утверждения реестра должностей федеральной государственной гражданской службы работу, по характеру аналогичную выполняемой государственными служащими деятельности, его статьей 19 было установлено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Президент Российской Федерации Указом от 17 декабря 2002 года N 1413, исходя из особенностей, обусловленных характером выполняемой работы, утвердил перечень должностей, периоды службы (работы) в которых могут включаться в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.

Возложение законодателем на Президента Российской Федерации полномочия определять, работа в каких должностях (какого рода профессиональная деятельность) и в каких конкретно организациях может быть включена в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, само по себе конституционные права граждан не нарушает; его осуществление должно производиться на основе объективных и обоснованных критериев, таких как характер труда и должностные обязанности государственных служащих.

Разрешение же поставленного в жалобе Р.И. Дзгоевой вопроса о зачете ее работы в центральном аппарате Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР в стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" связано с внесением дополнений в перечень должностей, периоды службы (работы) в которых могут включаться в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, что относится к компетенции Президента Российской Федерации, а не Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дзгоевой Раисы Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Г.СТРЕКОЗОВ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ