Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1.2. Работодатель - в случае, когда изобретение является служебным

3.1.2. Работодатель - в случае,

когда изобретение является служебным

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, который наделял бы правом заключать трудовые договоры (т.е. выступать в качестве работодателя) иного субъекта, чем перечисленные лица.

Таким образом, в качестве работодателя могут выступать:

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (при этом, очевидно, что физическое лицо не может выступать работодателем по отношению к самому себе);

- юридические лица, среди которых различают коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим организациям, т.е. организациям, преследующим цель извлечения прибыли, относятся юридические лица в следующих организационно-правовых формах:

1) Общества с ограниченной ответственностью;

2) Общества с дополнительной ответственностью;

3) Полные товарищества;

4) Товарищества на вере (коммандитное товарищество);

5) Закрытые акционерные общества;

6) Открытые акционерные общества;

7) Производственные кооперативы;

8) Унитарные предприятия (федеральные государственные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия).

К некоммерческим организациям, т.е. организациям, не имеющим основной своей целью деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между участниками, относятся:

1) Потребительские кооперативы;

2) Фонды;

3) Государственные корпорации;

4) Учреждения;

5) Объединения юридических лиц (фирменное наименование должно содержать слова "Ассоциация" или "Союз");

6) Некоммерческие партнерства;

7) Автономные некоммерческие организации;

8) Общественные объединения, которые могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия;

9) Религиозные объединения, которые могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозные группы не проходят государственную регистрацию в качестве юридического лица и поэтому не могут являться заявителями и испрашивать патент на свое имя;

10) Благотворительные объединения, которые могут создаваться в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. В настоящее время отсутствует федеральный закон, который предусматривает создание благотворительных организаций в формах, отличных от перечисленных выше.

Общественные объединения и религиозные организации проходят государственную регистрацию в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральными законами "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями) специального порядка государственной регистрации общественных и религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации общественного объединения или религиозной организации принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (Министерством по налогам и сборам и его территориальными подразделениями) на основании принимаемого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами решения о соответствующей государственной регистрации.

Юридические лица иных организационно-правовых форм проходят государственную регистрацию в налоговых органах в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти (например, министерства, государственные комитеты и др.) действуют в рамках их компетенции, установленной актами (положениями), определяющими статус этих органов. Они являются некоммерческими организациями в форме государственных учреждений и обладают статусом юридического лица.

В качестве своеобразного вида ассоциации (союза) можно рассматривать торгово-промышленные палаты, которые являются негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей. Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с действующим законодательством, российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Правовой статус торгово-промышленных палат определяется Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изменениями от 19 мая 1995 г., 21 марта 2002 г.).

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.