9. Институты региональной политики
Содействие экономическому развитию территорий требует формирования соответствующих институтов, в том числе:
создания агентств (институтов) регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать осуществление мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований и прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка создания новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму;
использования механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов, в том числе расширения использования на региональном и муниципальном уровнях лизинговых и концессионных механизмов, практики долевого финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, оказания социальных услуг. Большое значение будет иметь взаимодействие с предпринимательскими ассоциациями по вопросам определения направлений регионального и муниципального развития;
создания особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных), способствующее в том числе привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации, увеличению темпов роста валового регионального продукта, созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступлений средств в бюджетную систему.
Особое значение в среднесрочной перспективе будет иметь проведение реформ федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов, межбюджетных отношений. В этой связи требуется разработать необходимые нормативные правовые акты, а также обеспечить контроль за их реализацией на практике.
Результатом осуществления реформ станет система отношений между органами власти и управления, обладающая следующими характеристиками:
четкое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти и местного самоуправления, отсутствие пересекающихся сфер регулирования и вмешательства вышестоящих властей в решения других уровней власти, принимаемые в рамках собственной сферы исключительных полномочий;
эффективное функционирование органов местного самоуправления, избираемых населением и обладающих финансовыми гарантиями, сферой полномочий и ответственности перед избирателями;
повышение ответственности органов исполнительной власти за выполнение обязательств по социально-экономическому развитию регионов;
наличие четких законодательных рамок бюджетных отношений между уровнями государственной власти, по возможности исключающих произвольные неформализованные решения по отношению к нижестоящим властям.
При этом особенностями проводимых преобразований являются:
одновременное проведение реформ в нескольких областях (административно-территориальное деление, государственное и муниципальное управление, общественные финансы, налоговая политика и другие);
высокая степень межрегиональной дифференциации стартовых условий проведения реформы, обусловленная как природно-климатическими, так и социально-экономическими причинами;
необходимость принятия мер в рамках реформы органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В среднесрочной перспективе в целях совершенствования системы федеративных отношений Правительству Российской Федерации предстоит:
в рамках системы федерального мониторинга создать механизмы мониторинга реализации федеративной реформы и реформы местного самоуправления;
внедрить механизмы распространения лучшей практики в области реформирования региональных финансов и местного самоуправления, осуществлять методическое содействие проведению реформ на региональном и местном уровнях;
обеспечить оказание методологической поддержки региональным и муниципальным органам власти в проведении экономических реформ, обучении региональных и муниципальных служащих.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей