Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Статья 10. Социальная реклама

1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций), за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи. Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, и является обязательным для указанных в части 3.13 настоящей статьи:

1) рекламораспространителя, не являющегося лицом, указанным в пункте 2 или 3 настоящей части, в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) владельца информационного ресурса, указанного в статье 10.7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - владелец сервиса размещения объявлений), в том числе являющегося рекламораспространителем, - в пределах пяти процентов годового объема рекламы, распространяемой владельцем сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или в пределах пяти процентов, соответствующих суммарному количеству пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществлявших доступ к соответствующему сервису размещения объявлений в сутки в течение года. Значения объемов распространения социальной рекламы в пределах, указанных в настоящем пункте, определяются в соответствии с пунктом 3 части 3.10 настоящей статьи. Объем распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" владельцем сервиса размещения объявлений определяется по наибольшему из полученных значений;

3) владельца агрегатора информации о товарах (услугах), указанного в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - владелец агрегатора информации о товарах (услугах), в том числе являющегося рекламораспространителем, - в пределах пяти процентов годового объема рекламы, распространяемой владельцем агрегатора информации о товарах (услугах) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или в пределах пяти процентов, соответствующих суммарному количеству пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществлявших доступ к соответствующему агрегатору информации о товарах (услугах) в сутки в течение года. Значения объемов распространения социальной рекламы в пределах, указанных в настоящем пункте, определяются в соответствии с пунктом 3 части 3.10 настоящей статьи. Объем распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" владельцем агрегатора информации о товарах (услугах) определяется по наибольшему из полученных значений.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Для обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями, указанными в части 3.1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, определяет некоммерческую организацию, осуществляющую функции оператора социальной рекламы.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Оператором социальной рекламы может быть определена некоммерческая организация, соответствующая в совокупности следующим требованиям:

1) некоммерческая организация не основана на членстве;

2) в состав учредителей некоммерческой организации не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.4. Сведения об операторе социальной рекламы (наименование, адрес местонахождения, адрес электронной почты, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя) размещаются на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.5. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет пять лет. Полномочия оператора социальной рекламы могут быть прекращены Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, досрочно по заявлению оператора социальной рекламы, а также в случае выявления несоответствия оператора социальной рекламы требованиям к оператору социальной рекламы, установленным частями 3.3 и 3.11 настоящей статьи. Решение о прекращении полномочий оператора социальной рекламы не позднее семи дней со дня его принятия направляется оператору социальной рекламы и размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.6. Оператор социальной рекламы, полномочия которого прекращаются, не позднее дня наделения полномочиями вновь определенного оператора социальной рекламы передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, все документы, связанные с осуществлением полномочий оператора социальной рекламы.

(часть 3.6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, передает полученные документы новому оператору социальной рекламы не позднее семи дней со дня наделения его полномочиями оператора социальной рекламы.

(часть 3.7 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.8. Вновь определенный Правительством Российской Федерации оператор социальной рекламы является правопреемником по всем договорам на распространение социальной рекламы, заключенным оператором социальной рекламы, полномочия которого были прекращены.

(часть 3.8 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.9. До наделения полномочиями вновь определенного оператора социальной рекламы права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также заключенными на основании настоящего Федерального закона договорами, несет некоммерческая организация, полномочия оператора социальной рекламы которой были прекращены.

(часть 3.9 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.10. Оператор социальной рекламы:

1) осуществляет анализ информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях выявления лиц, указанных в части 3.13 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в случае выявления по результатам анализа информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", лиц, указанных в части 3.13 настоящей статьи, направляет им уведомление о предоставлении соответственно сведений о количестве пользователей сервисом размещения объявлений или агрегатором информации о товарах (услугах) и (или) об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, сведения о выявленных лицах, указанных в части 3.13 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществляет сбор и учет сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" лицами, указанными в части 3.13 настоящей статьи, сведений о количестве пользователей сервисом размещения объявлений или агрегатором информации о товарах (услугах), владельцами которых являются лица, указанные в части 3.13 настоящей статьи, для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сбор и учет прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представляемых такими лицами. Методика определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе учета социальной рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании договора, заключенного лицами, указанными в части 3.13 настоящей статьи, без участия оператора социальной рекламы, при определении и уточнении прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Критерии отнесения информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к социальной рекламе в целях определения объема социальной рекламы, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) организует распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Объемы, способы, формы и средства распространения социальной рекламы, предоставляемой лицам, указанным в части 3.13 настоящей статьи, и (или) операторам рекламных систем оператором социальной рекламы, определяются оператором социальной рекламы в пределах, установленных частью 3.1 настоящей статьи, самостоятельно;

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, осуществляет учет социальной рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" лицами, указанными в части 3.13 настоящей статьи, в том числе в целях определения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодный отчет о своей деятельности;

7) взаимодействует с рекламодателями, рекламораспространителями, владельцами сервисов размещения объявлений и (или) владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социальной рекламы.

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3.10 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.11. Оператор социальной рекламы не вправе:

1) передавать сведения, указанные в пункте 3 части 3.10 настоящей статьи, третьим лицам;

2) использовать сведения, указанные в пункте 3 части 3.10 настоящей статьи, в коммерческих, а также иных целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе для распространения рекламы, не являющейся социальной рекламой;

3) взимать плату с рекламодателей за распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" социальной рекламы.

(часть 3.11 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, размещает сведения о выявленных оператором социальной рекламы лицах, указанных в части 3.13 настоящей статьи, на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(часть 3.12 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.13. Рекламораспространители, распространяющие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на принадлежащих им информационных ресурсах (сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", страницах сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин), владельцы сервисов размещения объявлений, владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), доступ к информационным ресурсам, сервисам размещения объявлений, агрегаторам информации о товарах (услугах) которых в течение суток составляет более двухсот тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации, обязаны:

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах, сервисах размещения объявлений или агрегаторах информации о товарах (услугах), сведения о количестве пользователей сервисами размещения объявлений или агрегаторами информации о товарах (услугах) для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Требования к сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы, о количестве пользователей сервисом размещения объявлений или агрегатором информации о товарах (услугах) и прогнозным значениям объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также к срокам и порядку их предоставления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий;

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) распространять на принадлежащих им информационных ресурсах, сервисах размещения объявлений или агрегаторах информации о товарах (услугах) без взимания платы в пределах объема, установленного частью 3.1 настоящей статьи, социальную рекламу, предоставляемую для распространения оператором социальной рекламы, на основании договора, заключаемого с оператором социальной рекламы с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Не допускаются любые формы ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы в соответствии с требованиями настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.17 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3.13 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.13-1. Владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), указанные в части 3.13 настоящей статьи, обязаны также установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" программ для электронных вычислительных машин.

(часть 3.13-1 введена Федеральным законом от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

3.13-2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, утверждает методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки. В целях реализации требований настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по запросу оператора социальной рекламы определяет количество пользователей информационных ресурсов в сутки на основании указанной в настоящей части методики.

(часть 3.13-2 введена Федеральным законом от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

3.14. Лица, указанные в части 3.13 настоящей статьи, вправе на основании договора предоставить возможность распространять рекламу на принадлежащих им информационном ресурсе, сервисе размещения объявлений, агрегаторе информации о товарах (услугах) оператору рекламной системы, о чем такие лица обязаны уведомить оператора социальной рекламы. В указанном случае взимание платы за распространение социальной рекламы, предоставляемой для распространения оператором социальной рекламы оператору рекламной системы в пределах объема, указанного в части 3.1 настоящей статьи, с оператора социальной рекламы, оператора рекламной системы не допускается.

(часть 3.14 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.15. В случае, предусмотренном частью 3.14 настоящей статьи, оператор рекламной системы обязан направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на информационном ресурсе, сервисе размещения объявлений, агрегаторе информации о товарах (услугах), указанных в части 3.14 настоящей статьи, и сведения о количестве пользователей такими сервисом размещения объявлений и агрегатором информации о товарах (услугах) в сутки для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренные пунктом 1 части 3.13 настоящей статьи в сроки и порядке, которые утверждены в соответствии с указанным пунктом.

(часть 3.15 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.16. В случае, предусмотренном частью 3.14 настоящей статьи, договор на распространение социальной рекламы в объеме, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи, заключается между оператором рекламной системы и оператором социальной рекламы.

(часть 3.16 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.17. В случае, если операторами рекламных систем, лицами, указанными в части 3.13 настоящей статьи, определены правила распространения рекламы в рамках конкретной рекламной системы или конкретного информационного ресурса, в договоре между оператором социальной рекламы и оператором рекламной системы или лицами, указанными в части 3.13 настоящей статьи, могут предусматриваться особенности распространения социальной рекламы в части объемов рекламы, распространяемой в определенный период, тематики, содержания, характеристик аудитории. Положения правил распространения рекламы в рамках конкретной рекламной системы или конкретного информационного ресурса не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

(часть 3.17 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.12.2024 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.18. Для рассмотрения вопросов, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" социальной рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, создает совет по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок образования и деятельности совета по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

(часть 3.18 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.19. Социальная реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "Социальная реклама", а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе социальной рекламы.

(часть 3.19 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

3.20. Положения частей 3.1 - 3.19 настоящей статьи в части распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не распространяются на сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и (или) радиоканалы.

(часть 3.20 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.19 и 5 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 30.04.2021 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 115-ФЗ)

6. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 115-ФЗ)

Ст. 10. Социальная реклама