Решение Верховного Суда РФ от 30.03.2005 N ВКПИ05-17 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Шалякина А.С.,
при секретаре майоре юстиции Пилипчуке А.А.,
с участием старшего военного прокурора
отдела 6 управления Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,
заявителя майора Х.,
представителя Президента
Российской Федерации
подполковника юстиции Полябина О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", в части слов "а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли" недействующим,
Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, в котором оспаривает законность пп. "д" п. 17 статьи 11 этого Положения.
Данная норма устанавливает, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Обосновывая свои требования, заявитель утверждает, что военнослужащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", может быть назначен на низшую должность не в течение года, как это предусматривает оспариваемый им пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения, а и в последующем в любое время, поскольку в этом Указе не указаны конкретные сроки, по окончании которых данное наказание не приводится в исполнение.
В частности, на него, Х., Приказом командира войсковой части 95054 от 30 сентября 2002 года N 184, в которой он проходил военную службу по контракту, было наложено дисциплинарное взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии".
Спустя свыше года, 11 февраля 2004 года, приказом командира вышестоящей войсковой части 63839 он был освобожден от занимаемой должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание "майор", и назначен на другую должность со штатом воинского звания "капитан". Основанием для такого назначения в представлении указан пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы".
Следовательно, считает Х., сроки снятия данного взыскания нормативными документами не определены и в случае назначения военнослужащего на низшую воинскую должность это взыскание в соответствии с пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" является "пожизненным".
По мнению Х., данная правовая норма в указанной части ущемляет права военнослужащих и противоречит ст. ст. 95 и 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель Х., настаивая на своих требованиях, отметил, что, по его мнению, в случае назначения военнослужащего на низшую должность в соответствии с пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" не в порядке реализации дисциплинарного взыскания, а по истечении года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" ущемляются права и свободы военнослужащего, создаются препятствия к обеспечению свободного развития человека, в частности его служебного роста.
В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Во исполнение конституционных норм и других федеральных законов, определяющих порядок прохождения военной службы, Президент Российской Федерации издал Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утвердил Положение "О порядке прохождения военной службы", согласно пп. "д" п. 17 ст. 11 которого назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Таким образом, считает представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э., "предупреждение о неполном служебном соответствии" является самостоятельной мерой дисциплинарного воздействия исключительного характера как по смыслу, содержанию и порядку приведения в исполнение, так и по срокам, процедуре снятия и по своим последствиям.
Поэтому назначение военнослужащего на низшую воинскую должность является по сути наступлением определенных неблагоприятных последствий для конкретного военнослужащего при наличии условий, соответствующих требованиям абзаца 2 ст. 102 Дисциплинарного Устава ВС РФ и подпункта "д" п. 17 ст. 11 Положения.
Следовательно, доводы заявителя о необходимости после "предупреждения о неполном служебном соответствии" представления к наложению дисциплинарного взыскания "снижение в должности", а не непосредственно к снижению в должности, "пожизненности" данного вида наказания, невозможности в дальнейшем его назначения на высшую воинскую должность - надуманны и какого бы то ни было отношения к требованиям пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения не имеют.
Соответствующий командир (начальник) может с учетом добросовестности исполнения обязанностей по новой (низшей) должности и иных критериев оценки способностей военнослужащего принять решение о назначении его на определенную высшую воинскую должность.
С учетом изложенного оспариваемый заявителем Х. пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения...." не противоречит ни нормам Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным нормам действующего законодательства.
Заслушав заявителя Х., представителя Президента Российской Федерации подполковника юстиции Полябина О.Э. и заключение прокурора полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ, исследовав материалы дела, находит, что требования Х. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы, согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются Конституция Российской Федерации, этот и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Статьями 36 и 43 названного Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а назначение на воинские должности военнослужащих производится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно ст. 28, п. п. 1, 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Согласно п. п. "в" и "г" ст. 69 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года, к дисциплинарным взысканиям, налагаемым на офицеров, относится и предупреждение о неполном служебном соответствии и снижение в должности.
Как следует из ст. 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется один раз за время пребывания прапорщика или офицера на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.
В подпункте "д" пункта 17 статьи 11 Положения также установлено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижении в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение одного года после наложения дисциплинарного взыскания о неполном служебном соответствии прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Следовательно, данная норма Положения определяет лишь повод, а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность.
Анализ оспариваемой правовой нормы и статьи 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, на которую ссылается заявитель, позволяет сделать вывод о том, что назначение военнослужащего на низшую должность может быть реализовано по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", поскольку указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым выполнением воинского долга, а указанное дисциплинарное взыскание - сыграть свою воспитательную роль.
На основании этой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности.
Таким образом, законодательством четко определено, что неблагоприятные последствия применения взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" наступают для виновного по истечении года после его наложения. При этом, в сравнении с дисциплинарным взысканием "снижение в должности" или "досрочное увольнение в запас", предупреждение о неполном служебном соответствии является наказанием, предоставляющим возможность военнослужащему своим добросовестным отношением к службе избежать применения к нему упомянутых санкций по истечении года.
К тому же право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном порядке в должности, на назначение на вышестоящую должность, вопреки утверждению заявителя, не ограничивается. В соответствии с п. 18 ст. 11 Положения после снятия этого взыскания военнослужащий может быть назначен на высшую воинскую должность.
Довод заявителя о том, что отсутствие в Положении конкретных сроков для представления к назначению на низшую должность по истечении года военнослужащего, имеющего взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии", якобы дает возможность командованию решать вопрос о применении этого наказания в любой момент прохождения военной службы, является надуманным и несостоятельным.
Сроки наложения и порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий указаны в ст. ст. 88 и 95 Дисциплинарного Устава ВС РФ. Несоблюдение этих сроков командованием при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, так же, как и обоснованность решения о снижении в должности, является поводом для обращения в суд для восстановления нарушенного права и не может являться предметом данного спора.
Следовательно, Президент Российской Федерации, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, определяющие порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами в области статуса военнослужащих и военной службы.
Поэтому оспариваемый Х. пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы не противоречит нормам Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным нормам действующего законодательства и не может рассматриваться как нарушающий его конституционные права.
К тому же и оспариваемый заявителем пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, и Дисциплинарный Устав ВС РФ утверждены одним и тем же должностным лицом - Президентом Российской Федерации, обладают одинаковой юридической силой и не имеют приоритета друг над другом.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
В удовлетворении заявления Х. о признании недействующим пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", в части слов "а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли" отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей