Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VIII. Санитарно-оздоровительные мероприятия

35. Юридические и физические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;

сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

очистку леса от захламленности;

другие необходимые меры защиты растущего леса.

Защиту находящихся в лесу лесоматериалов осуществляет их заготовитель.

36. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и ЛПМ.

Сроки и технологию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации (далее - Красная книга).

Для видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, допускается вырубка только по их санитарному состоянию. При назначении и отводе в рубку видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, должны присутствовать представители федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.

37. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

38. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории ООПТ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

39. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме заготовки древесины при рубках промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме заготовки древесины при прочих рубках.

При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.

40. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или при проведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием для планирования (на первые три года ревизионного периода) этих работ федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.

41. На основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляются планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 2), включающие в себя участки, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий. Планы-корректировки составляются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в них меры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ.

42. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.

43. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

44. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения.

Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.

45. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита от заселения вредителями и поражения болезнями.

46. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличие ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

47. Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве (на срок, не превышающий первых трех лет ревизионного периода) на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.

48. Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отбору деревьев в санитарную рубку (приложение 3) и указываются в лесорубочном билете.

49. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.

После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.

50. В насаждениях, для которых в естественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

51. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

52. Назначение выборочной санитарной рубки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, по согласованию с организациями Рослесхоза, на основании данных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатов лесопатологического мониторинга (приложение 6).

53. В ООПТ и особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в случаях возникновения очагов опасных видов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах, на территории ООПТ, допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.

Проведение выборочных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

54. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается.

55. Отбор в рубку и клеймение деревьев производятся под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.

56. Выборку деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями.

57. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

58. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

59. Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, в состав которой включаются в обязательном порядке главный лесничий, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости и другие специалисты.

60. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

61. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (приложение 4).

Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не более 2% от его площади; свыше 100 га - не более 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев.

В случаях, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходов на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются.

62. Разрешение на сплошные санитарные рубки выдается на основании следующих документов:

акта проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);

сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений (приложение 6);

выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

Разрешение на сплошные санитарные рубки, назначенные лесоустройством или при проведении специализированных лесопатологических обследований, выдается на основании следующих документов:

сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);

сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений (приложение 6);

выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

63. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности лесов первой группы, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.

Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации, осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

64. Орган, выдающий разрешение на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

65. В заповедных лесных участках, особо ценных лесных массивах, ООПТ, на особо защитных лесных участках сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

66. Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинниках ниже 0,4, в ельниках - ниже 0,5.

67. В лесопарковой части зеленых зон, 1 - 2 зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

68. В парковых и лесопарковых лесах, где возможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются.

69. В насаждениях 1 - 2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., наличия массового текущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вредителей.

70. В хвойных насаждениях IV и V бонитетов и естественных рединах сплошные санитарные рубки проводятся только в случае появления реальной угрозы возникновения и распространения очагов опасных вредителей или болезней.

71. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественным возобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу, и требованиями сохранения биологического разнообразия лесов.

72. При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по их локализации.

73. В смежных с подвергающимися сплошным санитарным рубкам насаждениях осуществляется лесопатологический мониторинг и при необходимости в них производится выборка больных и свежезаселенных стволовыми вредителями деревьев, а также очистка от захламленности.

74. Очистка насаждений от захламленности проводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями (рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными и прочими рубками).

Как самостоятельное мероприятие, ее планируют и проводят в местах группового вывала леса, образования ветровала, бурелома, снеговала и снеголома при наличии экономической целесообразности. В первую очередь разрабатывают участки свежего валежа, где имеется опасность возникновения очагов стволовых вредителей.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 09.09.1993 N 886 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, которым утверждены новые Правила пожарной безопасности в лесах.

Сроки проведения очистки назначаются с учетом требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст. 3612; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации), и указываются в лесорубочном билете.

75. В лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах очистка от захламленности проводится регулярно при наличии буреломных, ветровальных, снеголомных и снеговальных деревьев в эстетических, санитарно-оздоровительных, противопожарных целях и в целях безопасности посетителей.

76. Очистка от захламленности не проводится в лесах на территории ООПТ, где сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины способствует или является необходимым для выполнения целевых функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

77. Сроки разработки захламленности, особенно в случае ее массового характера, увязывают с биологией основных видов стволовых вредителей, заселяющих пострадавшие от стихийного бедствия насаждения.

78. Очистка от захламленности разрешается на основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга или текущих лесопатологических обследований.

79. Проведение уборки захламленности в лесах на территории ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.