VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ПЕРЕВОЗКАМ

§ 105. Ответственность за целость и сохранность грузов до момента фактической передачи их лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.

Охрана груженых и порожних вагонов в портах (на пристанях) производится средствами и за счет порта (пристани).

§ 106 <*>. За невыполнение плана перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, железные дороги и пароходства несут материальную ответственность.

--------------------------------

<*> Абзац 5 § 106 изложен в редакции Постановления Совета Министров СССР от 27 января 1977 г. N 78 (Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик, N 7, с. 40).

Железные дороги несут ответственность в случаях неподачи порожних или груженых вагонов по среднесуточной или сгущенной на данные сутки норме.

Пароходства несут ответственность в случаях невыполнения среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы погрузки или нормы выгрузки вагонов за каждые сутки.

Железные дороги и пароходства освобождаются от ответственности за невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы предъявления груза к перевалке:

а) при выполнении нормы перевалки данных суток в результате сгущения перевалки в предыдущие дни месяца;

б) при восполнении железной дорогой, портом (пристанью) в течение первой или соответственно второй половины месяца недодачи вагонов или недогрузов, допущенных в отдельные дни данной половины месяца.

За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (включая перевозку на паромах и в контейнерах), виновная сторона (железная дорога, пароходство, порт, пристань) уплачивает штраф в следующих размерах:

по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 1 руб. с тонны груза;

по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 50 руб. за вагон;

по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 30 руб. за контейнер массой брутто 30 т, по 20 руб. за контейнер массой брутто 20 т, по 10 руб. за контейнер массой брутто 10 т, 5 руб. за контейнер массой брутто 5 т, по 3 руб. за контейнер массой брутто 3 т, по 1 руб. 50 коп. за контейнер массой брутто менее 3 т.

§ 107. За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков, установленных узловым соглашением, а также за задержку приема груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходство, порт, пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40 коп. за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при задержке рефрижераторных вагонов - в три раза.

Штраф за простой вагонов с порта (пристани) не взыскивается за время перерыва движения на путях порта (пристани) вследствие явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), а также вследствие аварии в порту (пристани), в результате которой была невозможна погрузка и выгрузка.

§ 107'. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за неподачи по вине железной дороги вагонов в количестве, указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается штраф в размере 40 коп. в сутки и за простой несамоходного судна - 20 коп. в сутки за каждую тонну не перегруженного из судна груза; за простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два раза.

Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение данных суток, определяется путем умножения статической нагрузки вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов.

§ 108. За опоздание подачи вагонов (§ 44, п. 2а) железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф из расчета 20 коп. за каждый час опоздания подачи вагонов против расписания, но не более чем за 2 ч.

§ 109. За отправку перевалочных грузов из портов (пристаней) маршрутами железные дороги перевалки уплачивают портам (пристаням) перевалки премию в размерах, предусмотренных Тарифным руководством N 1 МПС, при соблюдении условий погрузки маршрутов, установленных узловым соглашением.

За необеспечение согласованной погрузки маршрута по вине железной дороги или по вине порта (пристани), кроме штрафа за невыполнение плана перевозок, взыскивается штраф с виновной стороны в пользу другой стороны в размере 75 руб. за каждый маршрут.

§ 110. Розыск грузов и выяснение принадлежности бездокументных грузов производятся установленным на железнодорожном и водном транспорте порядком.

Запросы в этих случаях железные дороги, пароходства или порты (пристани) адресуют станциям и портам (пристаням) перевалки.

Станция и порты (пристани) обязаны оказывать полное содействие друг другу в розыске грузов.

§ 111. Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

а) управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

б) пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 мес. до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

§ 112. Железнодорожные пути в морских и речных портах, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железной дороге. Ремонт и наблюдение за техническим состоянием этих путей лежат на обязанности железной дороги.

Освещение районов маневровой работы портов (пристаней), мест погрузки и выгрузки, а в необходимых случаях и освещение вагонов при погрузке или выгрузке производятся средствами и за счет портов (пристаней).

Очистка находящихся на территории порта (пристани) путей, принадлежащих железной дороге, переездов и погрузочно-разгрузочных мест от мусора, остатков груза, снега и льда, а также вывоз снега и мусора осуществляется средствами и за счет портов (пристаней).