Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 37-О "По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 февраля 2006 г. N 37-О
ПО ЗАПРОСУ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА ШЕСТОГО ПУНКТА 1 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного Суда Республики Карелия,
1. В производстве Конституционного Суда Республики Карелия находится дело по обращению депутата Законодательного Собрания Республики Карелия С.Г. Ушакова о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия". Согласно данной статье, в части определения требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия, отсылающей правоприменителя к федеральным конституционным законам и федеральным законам, судьей Конституционного Суда Республики Карелия может быть лицо, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Аналогичную (отсылочную) норму содержит и Конституция Республики Карелия - ее статьей 67 предусматривается, что судьей Конституционного Суда Республики Карелия может быть назначен гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, предъявляемым федеральными конституционными законами и федеральными законами к кандидату на должность судьи.
Конституционный Суд Республики Карелия, придя к выводу о том, что подлежащее применению при разрешении данного дела положение абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ), согласно которому судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не соответствует Конституции Российской Федерации, приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.
По мнению заявителя, названное законоположение не согласуется со статьями 45, 46 (часть 2) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не учитывает сложность задач, поставленных перед конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, важность осуществляемых ими полномочий и юридическое значение принимаемых ими решений, подрывает авторитет этих судебных органов, а также не обеспечивает уверенность граждан, обращающихся за защитой своих прав в конституционный (уставный) суд, в компетентности и правильности принимаемых им решений.
Норма абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" распространяет на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации квалификационные критерии, непосредственно указанные в статье 119 Конституции Российской Федерации. Заявитель же полагает, что в силу сложности стоящих перед конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации задач и важности осуществляемых ими полномочий необходимо, чтобы судьи этих судов обладали признанной юридической квалификацией, значительным стажем работы по юридической профессии и большим жизненным опытом, т.е. фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос об установлении более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей