Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2005 N ВКПИ05-76 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично незаконным и отмене Приказа Министра обороны РФ от 05.02.2005 N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих">
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Верховного Суда Российской Федерации
полковника юстиции Калиниченко Ю.А.,
при секретаре - капитане юстиции Федине А.М.,
с участием представителя ответчика -
Министра обороны РФ полковника Герасимчика В.В.
и старшего военного прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Титова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина У. о признании незаконными и отмене положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих" в части установления повышенного размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в зависимости от места ее прохождения военнослужащим,
У. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором утверждает, что указанный им нормативный акт в оспариваемой части (Приложение N 2 к Приказу МО РФ от 5 февраля 2005 года N 33) противоречит ст. ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, при прохождении военной службы все военнослужащие исполняют общие, специальные и должностные обязанности. Каких-либо дополнительных обязанностей военнослужащие, проходящие службу в городах федерального значения, в столицах республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, в Московской и Ленинградской областях не исполняют, поэтому надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в повышенном процентном размере им выплачивается необоснованно.
Кроме того, заявитель полагает, что Приказ Министра обороны РФ от 5 февраля 2005 года N 33 нарушает права военнослужащих, проходящих военную службу и проживающих в районах Крайнего Севера, в высокогорной местности и в других отдаленных местностях с неблагоприятными климатическими условиями, где транспортные расходы незначительны, однако существуют проблемы с трудоустройством членов семьи военнослужащего.
Таким образом, оспариваемый Приказ подлежит отмене, поскольку за равный труд военнослужащих предусматривает различную оплату в зависимости от места жительства.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания У. в суд не прибыл, высказав просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министра обороны РФ Герасимчик В.В. возражал против удовлетворения заявления У. и указал, что Министр обороны РФ, издавая 5 февраля 2005 года Приказ N 33, положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушил.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации Герасимчика В.В. и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым заявителю в требованиях отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление У. не подлежащим удовлетворению.
Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является ФЗ "О статусе военнослужащих", который определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула).
В силу п. 4 ст. 13 названного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.
С учетом перевода натуральных льгот в денежную форму (ФЗ от 22 августа 2004 года N 122) Правительство Российской Федерации 31 января 2005 года издало Постановление N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям лиц и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым увеличило выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) до 200 процентов оклада по воинской должности в зависимости от категории военнослужащих для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим и другим категориям лиц, проходящим службу (военную службу по контракту) в г. г. Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях. Кроме того, Правительство РФ предоставило соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти самим определять порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.
В развитие данного Постановления Министром обороны Российской Федерации 5 февраля 2005 года принят Приказ N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих", которым увеличен размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120 процентов, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы, а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, размер указанной надбавки увеличен до 200 процентов оклада по воинской должности в зависимости от категории военнослужащих. Издавая оспариваемый Приказ, Министр обороны Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а указание в нем о выплате отдельным военнослужащим повышенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, в зависимости от состава и места службы военнослужащих, основано на положениях Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Оспариваемый заявителем Приказ не противоречит и принципам равноправия граждан и вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, поскольку вопросов денежного довольствия военнослужащих не регламентирует, а лишь предусматривает механизм компенсационных выплат в связи с заменой ряда натуральных льгот военнослужащих.
Утверждение заявителя о том, что данным Приказом Министр обороны РФ установил различные, в зависимости от места службы, размеры денежного вознаграждения военнослужащих, является ошибочным, поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, а также иных дополнительных выплат (денежное довольствие военнослужащего) определяются не Министром обороны, а Правительством РФ.
Более того, из содержания нормативных актов (ч. 2 п. 4 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47), на основании которых издан Приказ МО РФ от 5 февраля 2005 года N 33, следует, что повышение ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы связано с недопущением снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Не нарушает Приказ МО РФ N 33 от 5 февраля 2005 года и прав военнослужащих, проходящих военную службу и проживающих в районах Крайнего Севера, в высокогорных и других отдаленных местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые определены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
При этом значительному количеству военнослужащих, проходящих военную службу в указанных местностях, где расходы общественным транспортом, как правило, невелики, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, в соответствии с п. 1 Приказа МО РФ от 18 июня 2001 года N 275 "О мерах по реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", выплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, поэтому ее размер превышает размеры данной надбавки, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу на аналогичных должностях в других регионах Российской Федерации.
Таким образом, требования У. о признании незаконными и подлежащими отмене оспариваемых положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33 по указанным в заявлении основаниям удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют основания и для возмещения У. судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
в удовлетворении заявления У. о признании незаконным и отмене Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих" в части установления повышенного размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, в зависимости от места ее прохождения военнослужащим (Приложение N 2), а также в возмещении судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
полковник юстиции
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей