Документ не применяется. Подробнее см. Справку

5. Учет и документальное оформление потерь и уценки товаров

5. Учет и документальное оформление

потерь и уценки товаров

5.1. Товарные потери, возникающие от естественной убыли, боя и при самообслуживании исчисляются по нормам (размерам) в порядке, установленном действующими инструкциями.

5.2. Товарные потери при транспортировании списываются в пределах установленных норм по каждому товарно-транспортному документу в том случае, если при приемке фактическое наличие товаров будет меньше, чем указано в документах поставщика.

5.3. Каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленных при транспортировании, оформляется актом (код по ОКУД 0903003).

5.4. Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут относиться за счет поставщика или предприятия транспорта.

5.5. Нормы естественной убыли и боя в предприятиях розничной торговли при хранении и реализации применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Они являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при инвентаризации товаров установлена недостача.

5.6. Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке. При этом акты на бой стеклянной посуды (порожней и с пищевыми товарами) при хранении и реализации не составляются.

5.7. Недостача товаров сверх установленных норм убыли и потери от порчи при наличии акта о бое могут быть списаны с предприятий за счет хозрасчетного дохода, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены.

5.8. К товарным потерям относится также завес тары (разница между фактическим весом тары из-под товара и ее весом по трафарету). Все товары, по которым может быть завес тары, регистрируются в "Книге регистрации товаров, материалов, требующих завеса тары" (код по ОКУД 0903006).

5.9. Записи в книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары регистрируется в этой книге на основании "Акта о завесе тары" (код по ОКУД 0903005).

5.10. Акт на завес тары составляется в одном экземпляре комиссией с участием представителя вышестоящей организации и передается с товарным отчетом в бухгалтерию.

В том случае, когда вес тары превышает вес, указанный в счете поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Первый прилагается к товарному отчету, второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения потерь товаров.

5.11. Акт на завес тары составляется в срок, предусмотренный договором с поставщиком, но не позднее 10 дней после ее освобождения, а по таре из-под влажных товаров (повидло, варенье и т.д.) немедленно после ее освобождения. На таре делается отметка несмываемой краской о проведении завеса с указанием даты и номера акта.

5.12. Покупная стоимость завеса тары предъявляется к взысканию с поставщика, недостающий товар списывается с материально ответственных лиц по розничным ценам.

5.13. Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли.

5.14. Акты на завес рыбы и рыбопродуктов (кроме икры) не составляются. Завес тары по этим товарам списывается за счет дополнительной скидки, предоставленной поставщиком.

5.15. Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей по решению правительства производится в соответствии с Инструкцией Минфина СССР и Госкомцен СССР от 5 мая 1986 г. N N 75, 10-17/1500-25 "О порядке переоценки товарно-материальных ценностей в связи с изменением розничных цен и о расчетах по результатам переоценки".

5.16. Порядок проведения уценки непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом у населения, в предприятиях (организациях) государственной торговли регулируется "Основными положениями порядка проведения в предприятиях (организациях) государственной торговли уценки непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом населения", утвержденными Приказом Министерства торговли СССР от 2 сентября 1987 г. N 205. <*>

--------------------------------

<*> Приказ Минторга РСФСР от 23.12.87 N 285.

5.17. Порядок проведения сезонной распродажи товаров устанавливается министерствами торговли союзных республик.

5.18. Руководителям предприятий разрешается производить уценку овощей, фруктов, винограда и ягод, утративших в процессе розничной продажи свое первоначальное качество (увядание, помятость, деформации и т.д.). Для уценки плодоовощной продукции установлены предельные сроки. Уценка оформляется актом (код по ОКУД 0903007). При этом дается заключение комиссии о качественном состоянии продукции и причинах ухудшения ее качества. В соответствии с письмом Министерства финансов СССР и Министерства торговли СССР от 20 июля 1966 г. N 241/0102-75 сумма уценки овощей, фруктов, винограда и ягод относится за счет результата хозяйственной деятельности. <*>

--------------------------------

<*> В новых условиях хозяйствования планируемые потери относят на издержки обращения по статье 12 "Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации в пределах норм" (Приказ Минторга СССР от 06.06.88 N 108, письмо Минторга РСФСР от 01.07.88 N 097), а при отсутствии утвержденных норм потерь от понижения качества - за счет хозрасчетного дохода коллектива (письмо Минторга СССР от 20.01.89 N 14, Минторга РСФСР от 14.02.89 N 022).

5.19. Уцененная плодоовощная продукция подлежит реализации через отдельный лоток, палатку с оформлением расходно-приходной накладной (код по ОКУД 0903017).

5.20. Уценка мерного лоскута, образующегося в розничных предприятиях, производится комиссией по мере накопления мерного лоскута. Комиссия устанавливает продажную цену, которая указывается в товарном ярлыке каждого отрезка. Уценка мерного лоскута оформляется актом (код по ОКУД 0903044) в двух экземплярах. Первый из них прилагается к товарному отчету материально ответственного лица, второй - к накладной на передачу лоскута в магазины (отделы, секции), выделенные для его продажи.