Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

27.4.2. Общие подходы к финансово-экономическому обоснованию принятия технического регламента

Финансово-экономическое обоснование к проекту технического регламента представляет собой описание экономического эффекта от введения в действие технического регламента для различных групп и для экономики в целом.

Общая задача такой оценки - показать, что принятие технического регламента окажет положительное воздействие на рассматриваемую отрасль и/или экономику в целом. Воздействие принятия регламента на экономику определяется как разница с экономической точки зрения между двумя состояниями: состояние ДО принятия технического регламента со всем существующим на данный момент регулированием и состояние ПОСЛЕ принятия.

Положительное воздействие на экономику может проявляться двумя способами (или их комбинацией):

- снижение уровня риска, связанного с потреблением или производством продукта (хранением, утилизацией и т.п.). Это чаще всего связано с ужесточением существующих требований;

- снижение уровня расходов (затрат), необходимого для поддержания существующего уровня риска.

В Федеральном законе "О техническом регулировании" (ст. 2) риск определяется следующим образом: "риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда". Данное определение совпадает с концепцией чистых рисков (в противовес спекулятивным - которые связаны с предпринимательской деятельностью и являются составной частью поставленных перед экономическим агентом целей) и относится к объективным материальным последствиям реализации неблагоприятного события.

Для целей подготовки финансово-экономического обоснования принятия технического регламента под уровнем риска мы будем понимать величину потенциального (наиболее вероятного) ущерба в год, которая зависит от вероятности наступления отрицательного события (реализации риска) и его тяжести. Следует иметь в виду, что в данном случае оценке подлежит не абсолютный уровень риска, а его изменение при принятии технического регламента (при переходе от состояния ДО к состоянию ПОСЛЕ). Уровень риска может меняться вследствие изменения вероятности наступления неблагоприятного события или его тяжести (при сохранении вероятности неизменной), или же при изменении обоих этих ключевых параметров. Предполагается, что ужесточение обязательных требований к процессу или продукту уменьшает вероятность причинения вреда (материальных последствий неблагоприятного события) или же его тяжесть, что снижает общий уровень риска.

Под уровнем расходов, необходимым для поддержания существующего уровня риска, понимаются все затраты по выполнению установленных технических норм: производственные, административные, издержки поиска информации и т.п. - со стороны всех экономических групп. В данном случае объектом ФЭО должен служить не абсолютный уровень затрат на соблюдение установленных требований, а их изменение при принятии технического регламента по сравнению с существующей ситуацией.

В зависимости от направления изменений двух указанных переменных в общем случае возможна следующая матрица экономического эффекта (см. таблицу 1) от принятия технического регламента:

- положительный экономический эффект - принятие технического регламента экономически обосновано. Имеет место в случаях, когда принятие технического регламента снижает уровень совокупного риска без увеличения затрат или же приводит к сокращению совокупных затрат без увеличения уровня риска;

- отрицательный эффект - принятие экономически необоснованно, т.к. данный технический регламент способствует необоснованному росту расходов (без снижения уровня риска) или же снижает уровень безопасности (повышает уровень риска) без одновременного снижения затрат;

- нулевой эффект - технический регламент может быть принят, хотя и не приведет к изменению ситуации: уровень риска и совокупные затраты неизменны;

- нужны дополнительные расчеты - происходит повышение уровня риска со снижением общих затрат либо его понижение при росте затрат. Четко определить направление общего экономического эффекта невозможно, нужны детальные расчеты.