Письмо Минфина РФ от 02.02.2006 N 03-03-04/4/22 <О включении в состав расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на оплату труда работников, работающих сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год>
Вопрос. 9 марта 2005 г. Минфин России выпустил письмо N 03-03-01-04/1/102. Вывод письма заключался в том, что "оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст. 99 ТК РФ".
23 сентября 2005 г. Федеральной налоговой службой РФ было выпущено письмо N 02-1-08/195@ "По вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов по оплате сверхурочных работ, превышающих 120 часов в год", в котором изложена позиция, заключающаяся в возможности отнесения к расходам в целях налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч., если количество часов, отработанных им сверхурочно, превышает 120 ч в год), при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником. В указанном письме дается ссылка на аналогичную позицию Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 15.08.2005 N 03-03-02/62). Ознакомиться с содержанием данного письма не представляется возможным, так как в правовых базах ("Консультант", "Гарант") и публикациях прессы текста данного письма не содержится.
Прошу подтвердить возможность отнесения к расходам в целях налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч., если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год).
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу включения в состав расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на оплату труда работников, работающих сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год, и сообщает следующее.
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255 Кодекса относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст. 152 Трудового кодекса РФ, которой определен минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду и занятости, нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных ст. 99 Трудового кодекса РФ.
В целях налогообложения прибыли все расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены и обоснованы, т.е. экономически оправданы, и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По нашему мнению, оплату сверхурочной работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч. если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно п. 3 ст. 255 Кодекса при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником.
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей