6. Основные формы, методы и средства воспитательной работы в органах и организациях прокуратуры

6. Основные формы, методы и средства воспитательной работы

в органах и организациях прокуратуры

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Осуществление воспитательной работы возложено прежде всего на руководителей органов прокуратуры. В проведении воспитательной работы также участвуют работники служб по обеспечению собственной безопасности и физической защите, работники кадровых подразделений, в том числе психологической службы прокуратуры, научные и педагогические работники организаций прокуратуры. Воспитательное воздействие на кадровый состав оказывают ветераны органов прокуратуры, члены общественных организаций, действующих в органах прокуратуры, члены Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. В органах прокуратуры сложились традиционные формы воспитательной работы, оказывающие позитивный воспитательный эффект и требующие дальнейшего системного развития:

принятие работниками Присяги прокурора;

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и Дню работника прокуратуры Российской Федерации;

аттестация и присвоение первого и очередных классных чинов (воинских званий);

обучение в Университете прокуратуры Российской Федерации и институтах прокуратуры ведущих высших учебных заведений;

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение квалификации, стажировки, "круглые столы", семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуально-воспитательные беседы;

наставничество;

формирование кадрового резерва и работа с ним;

организация конкурсов "Лучший прокурор";

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., ветеранами прокуратуры;

формирование стендов, посвященных истории органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

посещение музеев, тематических выставок, проведение экскурсий, туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

самообразование работников.

6.3. В процессе воспитательной работы в органах прокуратуры используются разнообразные методы: убеждение, внушение, личный пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение.

6.4. Воспитательный процесс в целях укомплектования прокуратуры квалифицированными кадрами осуществляется путем использования системы организационных и правовых воспитательных средств, в которую входят:

совершенствование системы отбора кандидатов на службу на основе квалификационных требований к кандидатам;

применение современных научных методик изучения деловых и личностных качеств кандидатов;

недопущение необоснованных перемещений, освобождения от занимаемой должности и увольнения из органов прокуратуры;

формирование качественного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности по профессиональным, деловым и личностным качествам с учетом установленных критериев отбора кандидатов, исключения протекционизма и подбора кадров по принципу личной преданности;

временное замещение лицами, состоящими в резерве, рекомендуемой должности с последующим анализом позитивных сторон исполнения и допущенных недочетов;

прохождение прокурорскими работниками стажировок в вышестоящих прокуратурах, базовых прокуратурах и региональных учебных центрах;

перемещение прокурорских работников (ротация) для рационального и эффективного использования их профессиональных, деловых и личностных качеств;

принятие комплексных мер по сокращению оттока квалифицированных кадров из органов прокуратуры, формирование позитивной мотивации к труду, в том числе путем совершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения социально-бытовых условий и обеспечения возможности карьерного роста; широкое внедрение новых, доказавших свою эффективность форм и методов комплектования кадров; изучение опыта воспитательной работы других правоохранительных органов в целях установления возможности его использования в органах прокуратуры.

6.5. Воспитательная работа в служебных коллективах прокуратур различного уровня должна быть направлена на обеспечение организованности и порядка в работе, предупреждение нарушений дисциплины, конфликтов, улучшение социально-психологического климата, профилактику и пресечение негативных явлений среди работников прокуратуры.

Непременным условием успеха в работе является высокая дисциплина. Персональную ответственность за состояние дисциплины несет руководитель, но решать эту задачу он должен, опираясь на коллектив. Создание в коллективе деловой, товарищеской обстановки возможно лишь тогда, когда руководитель проявляет заботу о подчиненных, повышает их ответственность за качественное выполнение задач, развивает инициативу, поощряет отличившихся и привлекает к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

Воспитательная работа в коллективах осуществляется в процессе повседневной профессиональной деятельности работников органов прокуратуры, в ходе проведения служебных совещаний, повышения квалификации, торжественных и иных мероприятий. С учетом специфики деятельности органов прокуратуры наиболее распространенной и доступной формой воспитательной работы является индивидуальная работа руководителя с подчиненными.

Индивидуальная воспитательная работа осуществляется путем межличностного общения руководителя и подчиненного. Данная работа представляет собой разновидность управленческой деятельности руководителя, когда он осуществляет непосредственное воспитательное воздействие на подчиненного с учетом методов и средств индивидуально-воспитательной работы и в соответствии с социально-психологическими особенностями подчиненного, его авторитетом в коллективе и личными качествами.

Существенную помощь руководителям в процессе воспитательной работы могут оказывать работники психологической службы органов прокуратуры.

Индивидуально-воспитательная работа включает ряд этапов: 1) изучение личностных качеств и особенностей подчиненного; 2) выбор оптимальных приемов и методов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение; 3) анализ и оценка достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости - корректировка методов и приемов такого воздействия.

Руководитель для изучения в воспитательных целях индивидуальных данных подчиненных работников вправе использовать следующие методы: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, в том числе результатов психологического обследования, использование мнений других лиц; анализ повседневной деятельности.

Эффективным и наиболее доступным средством индивидуальной работы руководителя с подчиненными является беседа, которая позволяет ему без трудоемкой и длительной по времени подготовки решить конкретную воспитательную задачу.

Важным этапом в индивидуально-воспитательной работе является анализ достигнутых результатов, который руководитель должен осуществлять постоянно и при необходимости вносить коррективы в свою работу с подчиненными.

6.6. В целях обеспечения высокого уровня профессионализма работников органов прокуратуры необходимо совершенствовать и более действенно использовать созданную систему повышения квалификации, включающую самостоятельную учебу, постоянно действующие семинары, стажирование в структурных подразделениях аппаратов прокуратур, методических кабинетах, учебу в Университете, институтах и региональных центрах прокуратуры Российской Федерации, других высших учебных заведениях. При этом особое внимание должно быть уделено глубокому изучению нового законодательства, методике и тактике осуществления прокурорской деятельности, а для военных прокуроров дополнительно уровню военной подготовки (физической подготовленности и огневой подготовке).

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значительную роль в подготовке и воспитании высокопрофессиональных кадров должна играть модернизация существующей системы подготовки и повышения квалификации кадров. В учебных программах следует учитывать региональные особенности состояния законности и правопорядка, организации деятельности правоохранительных органов, нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации. Эти и иные обстоятельства влияют на качество подготовки и повышения квалификации прокурорских работников. Немаловажное значение имеет и выбор мест дислокации таких организаций. В целях развития и оптимизации деятельности научных и образовательных организаций прокуратуры Российской Федерации необходимо использование современных методов научной организации обучения с максимальной ориентацией на практическую направленность, широкое применение активных форм обучения и новых информационных технологий для организации учебы без отрыва от производственного и воспитательного процесса.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Система повышения профессионального уровня должна включать проведение учебно-методических занятий, семинаров, тренингов, конференций по изучению действующего законодательства и методик прокурорского надзора, изучение и внедрение положительного опыта организации профессиональной учебы прокуратур ближнего и дальнего зарубежья. В воспитательных целях необходимо соблюдение и использование церемоний вручения аттестатов и дипломов, наград, объявления приказов о присвоении классного чина (воинского звания) и других торжественных процедур.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прокурорам следует осуществлять постоянный контроль за текущей успеваемостью студентов, обучающихся по целевым направлениям прокуратур субъектов Российской Федерации, проводить с ними индивидуальные собеседования, привлекать их в качестве общественных помощников.

Итоги отбора кандидатов для поступления в вузы на целевые места Генеральной прокуратуры Российской Федерации и меры по обеспечению качественной подготовки кандидатов необходимо обсуждать на совещаниях, коллегиях с акцентом на анализе личностных характеристик студентов.

6.7. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы во вверенных им подразделениях. Поэтому подбору кадров на руководящие должности в органах прокуратуры необходимо придавать особое значение, выбирая на такую работу людей компетентных, с аналитическим складом ума, практическим опытом, обладающих организаторскими способностями, чуткостью и тактом. При оценке личности руководителя следует учитывать наличие качеств лидера, особенности интеллекта, моральные принципы, которыми он руководствуется, способность к самообладанию, стойкость в отстаивании своей позиции, умение слушать подчиненных, анализировать не только чужие, но и свои ошибки, грамотно решать сложные проблемы.

Одними из основных факторов успешной воспитательной работы являются личный пример руководителя в повышении профессионального и делового уровня, безупречная нравственность в повседневном поведении. Руководитель личным примером активно и непосредственно влияет на процесс воспитания подчиненного, поэтому должен всегда учитывать не только профессиональные, но и социальные, воспитательные аспекты своей деятельности. Важно, чтобы прокурор сам образцово выполнял требования, предъявляемые им к подчиненным, строго соблюдал законность, сочетал принципиальность с готовностью открыто признавать допущенные ошибки, ставил общественные интересы выше личных, в обращении с подчиненными был одинаково требователен, вежлив и доброжелателен.

6.8. Неотъемлемой формой воспитания, развития профессиональных качеств молодых специалистов, впервые принятых в органы прокуратуры Российской Федерации, является наставничество - закрепление молодых специалистов за работниками прокуратуры из числа наиболее опытных, квалифицированных и пользующихся авторитетом в коллективе для оказания индивидуальной помощи в овладении специальностью, достижении профессионального мастерства.

В соответствии с основной целью наставничества - ускорение процесса профессионального становления молодого работника, формирование у него высоких нравственных качеств - решаются следующие задачи: содействие скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры; воспитание у вновь принятых работников чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию; оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач; формирование высоконравственных качеств у молодых работников, воспитание чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры, способности переносить физические нагрузки, связанные с несением службы, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики работника прокуратуры.

Непосредственную организацию и руководство работой по наставничеству осуществляют руководители прокуратур первичного звена, на которых возлагаются разработка конкретной программы наставничества и утверждение индивидуальных планов воспитания и обучения молодых специалистов. Для ведения этой работы также могут привлекаться ветераны прокуратуры.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.9. Важное значение в работе с кадрами имеет принятие Присяги прокурора. Это памятное событие в полной мере используется для воспитания у поступивших на службу работников чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры. Принятие работниками Присяги проводится в торжественной обстановке с приглашением ветеранов прокуратуры, руководителей органов государственной власти, известных и уважаемых в обществе граждан.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.10. С целью сохранения исторического наследия российской прокуратуры 12 января установлен День работника прокуратуры Российской Федерации. В воспитательной работе существенное воздействие оказывает проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника прокуратуры Российской Федерации, государственным праздникам Российской Федерации, и приуроченное к этому поощрение наиболее отличившихся работников и ветеранов, а также пенсионеров органов и организаций прокуратуры.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.11. Аттестация работников прокуратуры является важным средством изучения и воспитания кадров, способствующим их правильной расстановке, повышению квалификации, определению уровня профессиональной подготовки и мобилизации на устранение недостатков в служебной деятельности и поведении, а также укрепления служебной дисциплины, определения соответствия занимаемой должности, перспектив профессионального роста и формирования резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности в органах прокуратуры. По результатам аттестации решаются вопросы о присвоении работникам первоначальных и очередных классных чинов (воинских званий), досрочном присвоении классных чинов (воинских званий), а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Процедура проведения аттестации должна быть подчинена цели осуществления воспитательного воздействия, укреплению у работников прокуратуры уважения к избранной профессии, принципиальности и беспристрастности, честного исполнения своих служебных обязанностей, творческого отношения к работе.

К проведению аттестации прокурорских работников, особенно аттестуемых впервые, целесообразно привлекать ветеранов прокуратуры.

6.12. Воспитанию ответственности за выполнение служебного долга служит присвоение прокурорским работникам очередных классных чинов (воинских званий). Большое воспитательное воздействие на работников оказывает объявление руководителем приказа о присвоении очередного классного чина (воинского звания) лично в присутствии коллектива прокуратуры с вручением работнику, получившему очередной чин (воинское звание), выписки из приказа и соответствующих чину (званию) погон.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форменное обмундирование определяет принадлежность к органам прокуратуры. Ношение прокурорским работником форменного обмундирования (как в случаях, предусмотренных статьей 41.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", так и в иных) должно быть связано с чувством гордости за принадлежность к прокурорской системе.

6.13. Важным элементом воспитательной работы служат меры, направленные на укрепление служебной дисциплины, средствами обеспечения которой являются создание соответствующих организационных и экономических условий для нормальной служебной деятельности, применение мер поощрения за безупречную и эффективную службу, а в необходимых случаях - мер дисциплинарного взыскания.

6.13.1. Существенное воспитательное значение имеет поощрение работников органов и организаций прокуратуры. За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются поощрения, предусмотренные статьей 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать и иные виды поощрений.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объявление поощрений, вручение наград, служебных удостоверений производится в торжественной обстановке с соблюдением специального церемониала Генеральным прокурором Российской Федерации или по его поручению заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, руководителем научной или образовательной организации Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.13.2. Прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, за совершение коррупционных правонарушений.

Статьями 41.7 - 41.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определены виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, а также за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Применение указанных норм преследует цели частной и общей превенции и имеет воспитательное значение.

Для укрепления дисциплины работников прокуратуры, предупреждения правонарушений, в том числе коррупционных, рекомендуется осуществление специальных организационно-правовых мер, направленных на неукоснительное соблюдение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, повышение персональной ответственности руководителей всех уровней за ведение индивидуальной работы с подчиненными и организацию их воспитания.

Привлечение молодого специалиста к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должно осуществляться в исключительных случаях. При решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности молодого специалиста по указанному основанию необходимо учитывать всю совокупность конкретных обстоятельств дисциплинарного проступка, справедливость и соразмерность налагаемого взыскания, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Следует принимать во внимание условия, созданные для соблюдения молодым специалистом дисциплины, а также оценивать качество работы по наставничеству.

(п. 6.13.2 в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.08.2020 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.14. Для решения задач обеспечения преемственности поколений, воспитания прокурорских кадров в лучших традициях прокуратуры необходимо в полной мере использовать потенциал организаций ветеранов прокуратуры, а также всемерно содействовать самоорганизации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры, становлению создаваемых ими общественных органов, обеспечению условий для их деятельности.

Следует совершенствовать тесное взаимодействие с организациями ветеранов; в рамках предоставленных законом полномочий и имеющихся возможностей оказывать им помощь и поддержку; практиковать привлечение ветеранов и пенсионеров прокуратуры к участию в мероприятиях, связанных с воспитанием работников прокуратуры, обменом опытом, повышением деловой квалификации. При формировании методических советов, рабочих групп и комиссий по разработке мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора и уровня организации работы, надлежит включать в их состав наиболее опытных и высококвалифицированных ветеранов прокуратуры.

Необходимо развивать такие формы привлечения ветеранов к воспитанию молодых работников прокуратуры, как наставничество, выступления в коллективах, участие в заседаниях аттестационных комиссий и иные.

6.15. Популяризации истории и лучших традиций российской прокуратуры, пропаганде прокурорской деятельности и утверждению в общественном сознании положительного образа работников органов и организаций прокуратуры служит освещение их работы в печати, на телевидении, радио и в интернет-изданиях. Это имеет и воспитательный эффект, способствует повышению идейного и творческого уровня работников органов прокуратуры, сотрудничающих со средствами массовой информации, распространению их положительного опыта и привлечению внимания общественности к прокурорским будням. Последовательная реализация в прокуратуре принципа гласности - та необходимая мера, при помощи которой можно воздействовать на сознание работников прокуратуры, оказывать влияние на формирование их жизненной позиции, повышать общую культуру поведения, предупреждать деструктивные явления.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

Генеральным прокурором Российской Федерации определяются порядок и условия проведения конкурса на лучшее освещение правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации в средствах массовой информации.

6.16. Одной из задач воспитательной работы с кадрами в органах и организациях прокуратуры является сохранение здоровья работников. Среди работников прокуратуры популяризируется здоровый образ жизни, поощряется занятие физкультурой, спортом, туризмом, проведение культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, регулярное посещение спортивных залов, преодоление вредных привычек.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.17. Воспитательная работа осуществляется с применением имеющихся в распоряжении органов прокуратуры средств, включая методические пособия, рекомендации по организации воспитательной работы, педагогическую, художественную, историческую и мемуарную литературу, средства юридической печати, телепрограммы правовой направленности, а также наглядные средства в виде плакатов, стендов, выставок, экспозиций.

В органах и организациях прокуратуры организуются постоянно действующие выставки, посвященные истории прокуратуры, которые призваны формировать у своих посетителей объективные исторические знания о делах и людях органов прокуратуры, способствовать сохранению преемственности поколений и воспитанию прокурорских работников в лучших традициях российской прокуратуры.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.18. В служебных помещениях рекомендуется предусмотреть места для размещения стендов, отражающих историю развития органов прокуратуры и их роль в обеспечении законности. Кроме того, ежегодно следует предусматривать размещение заказов на изготовление полиграфической продукции (плакатов, календарей, грамот), сувениров, памятных знаков с символикой органов прокуратуры, которые рекомендуется использовать в оформлении служебных помещений и при награждении работников.

6.19. В целях воспитательной работы необходимо широко использовать возможности расположенных в регионе организаций культуры: библиотек, музеев, театров и др. Следует уделять внимание приобщению работников прокуратуры к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 13.04.2018 N 224)

(см. текст в предыдущей редакции)