<Письмо> ФТС РФ от 20.09.2006 N 01-06/32785 "О направлении разъяснений по таможенному оформлению морских судов"
от 20 сентября 2006 г. N 01-06/32785
ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МОРСКИХ СУДОВ
В целях исключения негативной практики, складывающейся в регионах деятельности некоторых таможенных управлений при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации иностранных морских судов, находящихся в пользовании российских лиц и плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации ФТС России разъясняет следующее.
Использование упрощенного порядка таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств допускается в случае, если такие транспортные средства подпадают под полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставляется при соблюдении условий, перечисленных в пункте 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), а именно:
- транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
- транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
- транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
- транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
В случае, если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соблюдается, упрощенный порядок таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств не применяется.
В соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ России) право плавания под российским флагом иностранному морскому судну может быть предоставлено, если это судно находится во владении и пользовании российского лица по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Согласно статье 16 КТМ России судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации. Как следует из части 2 статьи 38 КТМ России, при регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. По смыслу указанных статей внесение судна в бербоут-чартерный реестр Российской Федерации является одним из видов его регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, при временном ввозе такого судна на таможенную территорию Российской Федерации не будет соблюдаться положение подпункта 1 пункта 1 статьи 271 ТК России, согласно которому одним из условий предоставления полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов является регистрация транспортного средства за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.
Указанный вывод согласуется и с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций "Об условиях регистрации судов" от 07.02.1986 (далее - Конвенция), которую Российская Федерация подписала 12.02.1987.
Исходя из статьи 2 Конвенции "государством регистрации" признается государство, в регистр судов которого внесено данное судно. Ни одно судно не вносится одновременно в регистры судов двух или более государств (статья 4 Конвенции). В случае фрахтования судна без экипажа государство должно убедиться в том, что право плавания под флагом бывшего государства приостановлено. Такая регистрация осуществляется при представлении документа, свидетельствующего о приостановлении предыдущей регистрации (статья 11 Конвенции). Как следует из статьи 12 Конвенции, государство может регистрировать и предоставлять право плавать судну под его флагом, фрахтуемому без экипажа фрахтователем в этом государстве, на период действия договора фрахтования. Для обеспечения применения данной Конвенции и в целях выполнения ее требований в случае фрахтования судна без экипажа фрахтователь рассматривается в качестве собственника. При этом государство должно обеспечить, чтобы зафрахтованное без экипажа судно, плавающее под его флагом, находилось под его полной юрисдикцией и контролем.
Исходя из требования пункта 3 статьи 279 ТК России, при помещении транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 ТК России, декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным главой 14 ТК России для декларирования товаров, путем подачи грузовой таможенной декларации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 271 ТК России Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 ТК России, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу. В отношении морских судов валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящихся в собственности иностранных лиц и зафрахтованных российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами предоставляется на срок действия указанных договоров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 448 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов".
Таким образом, декларирование иностранных морских судов, зафрахтованных российскими лицами по бербоут-чартеру, плавающих под российским флагом и используемых для международных перевозок, производится данными российскими лицами с учетом требования пункта 3 статьи 279 ТК России по правилам, установленным главой 14 ТК России, т.е. путем подачи грузовой таможенной декларации и, если они подпадают под требования Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 448, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Невыполнение данной обязанности влечет ответственность указанных лиц по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальникам региональных таможенных управлений довести до сведения подчиненных таможенных органов изложенную позицию ФТС России и обеспечить единообразный подход к применению таможенного законодательства.
полковник таможенной службы
В.М.МАЛИНИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей