Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 N 297-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Жуковой Нины Николаевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 29, пункта 2 статьи 30 и статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июля 2006 г. N 297-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЖУКОВОЙ НИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ

ПУНКТА 1 СТАТЬИ 29, ПУНКТА 2 СТАТЬИ 30 И СТАТЬИ 31

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Н.Н. Жуковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Согласно статьям 12 и 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась женщинам по достижении 45 лет при наличии требуемого стажа с вредными условиями труда и общего трудового стажа не менее 15 лет и исчислялась в размере 55 процентов заработка. На основании этой нормы в 1995 году гражданке Н.Н. Жуковой была назначена пенсия по старости на льготных условиях в соответствии со Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173) в размере 55 процентов ее заработка и, сверх того, - один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

В марте 2002 года при перерасчете Н.Н. Жуковой пенсии в связи с представлением новых документов о заработке управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Щекино и Щекинскому району Тульской области была допущена ошибка, а именно не учтено, что по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 года, независимо от условий труда требуемый стаж для назначения трудовой пенсии женщине составляет 20 лет, в связи с чем размер ее пенсии оказался завышенным. В июле того же года ошибка была исправлена, и трудовая пенсия Н.Н. Жуковой исчислена с учетом имеющегося стажа.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Жукова просит признать противоречащими статьям 2, 7, 15, 19, 21, 35, 46, 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации положения пункта 1 статьи 29, пункта 2 статьи 30 и статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Неконституционность указанных законоположений заявительница усматривает в том, что при оценке на основании пункта 2 статьи 30 названного Федерального закона пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года расчетный размер пенсии исчисляется иначе, чем это делалось по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что приводит к уменьшению размера пенсии, а пункт 1 статьи 29 и статья 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исключают возможность произвести расчет пенсии по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который, по мнению заявительницы, предусматривал более благоприятные для нее правила.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявительницу о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Н. Жуковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление государственных пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Изменение регулирования в этой области также является прерогативой законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Судя по представленным заявительницей материалам, после вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" она воспользовалась правом на перерасчет трудовой пенсии с учетом нового заработка. При этом размер ее пенсии, исчисленный по новым правилам (несмотря на уменьшение стажевого коэффициента), увеличился.

Кроме того, пункт 1 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с ним, и его статья 31, согласно которой со дня вступления в действие данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", рассматриваемые в системной связи с пунктом 4 статьи 29 данного Федерального закона, предусматривающим возможность сохранения пенсии в более высоком размере, установленной в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не могут расцениваться как нарушающие конституционное право заявительницы на социальное обеспечение.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Жуковой Нины Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ