Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2006 N ГКПИ06-642 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минрегиона РФ от 12.09.2005 N 92 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2005 г.">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2006 г. N ГКПИ06-642

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании частично недействующим Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. N 92 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2005 г.",

установил:

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. N 92 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2005 г." (далее - Приказ) утверждены размеры средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) на IV квартал 2005 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета (Приложение к Приказу).

Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения к Приказу в части размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2005 г. в г. Москве равной 17500 рублям.

В заявлении указано, что размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в г. Москве для расчета размеров субсидии на приобретение жилого помещения Министерством регионального развития Российской Федерации определен с нарушением статьи 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и существенно занижен. В результате этого он не может реализовать жилищный сертификат (приобрести жилье), так как по стоимости 17500 руб. за 1 кв. метр общей площади жилье в Москве не продается.

В судебном заседании Ф. дополнил свое заявление требованием о признании недействующим преамбулы Приказа в части слов "стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по итогам за II квартал 2005 г., предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и принимая во внимание ожидаемый рост стоимости строительной продукции, прогнозируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на соответствующий период времени". Заявитель пояснил, что по закону размер субсидии на приобретение жилого помещения должен исчисляться исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, а не прогноза ее стоимости.

Представители Министерства регионального развития Российской Федерации Кобец И.В. и Тычкова С.Г., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Давыдовский И.Н. требования заявителя не признали и просили суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Выслушав объяснения заявителей и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Ф. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" указано, что данный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Согласно статье 4 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Статьей 5 Закона предусмотрено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метра общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метра общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40, установлено, что Минрегион России осуществляет полномочия по определению стоимости 1 кв. метра жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для государственных нужд.

Полномочия Минрегиона России по ежеквартальному определению данных о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размеров субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, подтверждаются также распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р, в редакции от 28 сентября 2005 г. N 1532-р.

Следовательно, издавая оспариваемый Приказ и утверждая Приложение к нему, Министерство регионального развития Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему полномочий. При этом, определяя размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) на IV квартал 2005 г. по регионам Российской Федерации, используемый при исчислении размера жилищных субсидий, названное Министерство вправе было учитывать и такие критерии как стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилья по итогам за II квартал 2005 г., предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ожидаемый рост стоимости строительной продукции, прогнозируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на соответствующий период времени.

С доводом заявителя о несоответствии Приложения к Приказу в части определения размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2005 г. в г. Москве равной 17500 рублям статье 5 Закона суд согласиться не может.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии являются бюджетными средствами, предоставляемыми бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Жилищные субсидии также являются бюджетными средствами, предоставляемыми гражданам государством для оказания помощи на приобретение жилья.

Статьей 5 Закона предусмотрено, что одной из составляющих, учитываемых при исчислении размера жилищных субсидий гражданам, имеющим право на их получение, является средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения, определяемая ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Положения о том, что предоставление гражданину государственного жилищного сертификата предполагает обязанность государства оплатить гражданину полную стоимость покупки жилья, которое он приобретает по рыночным ценам, в указанной статье не содержится.

Поскольку гражданин, реализуя государственный жилищный сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения только за счет федерального бюджета. Гражданин не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и места расположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием собственных или кредитных денежных средств.

Следует также отметить, что размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) на IV квартал 2005 г., по г. Москве, указанный в Приложении к Приказу, был определен в соответствии с пунктом 2.1 Методики определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 104 от 31 августа 2001 г.

Предписания абзацев третьего и четвертого пункта 2.1 указанной Методики проверялись в Верховном Суде Российской Федерации по заявлению Пальчевского В.А.

Решением суда от 20 мая 2003 г. N ВКПИ03-13, которое вступило в законную силу, требования заявителя оставлены без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Ф. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ