<Письмо> Роспотребнадзора от 22.11.2007 N 0100/11983-07-32 "О реализации территориальными органами Роспотребнадзора Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 22 ноября 2007 г. N 0100/11983-07-32

О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

РОСПОТРЕБНАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 25.10.2007 N 234-ФЗ

С 12 декабря 2007 года вступает в силу Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-Ф3 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ). В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях формирования единообразной правоприменительной практики считает необходимым обратить внимание территориальных органов Роспотребнадзора на нижеследующие отдельные положения указанного законодательного акта.

1. Подпунктом а) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) внесено соответствующее дополнение, императивно закрепляющее основание для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания информации о наличии в них компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), - "в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента".

Таким образом, с учетом объективной необходимости определения порядка соответствующего маркирования пищевых продуктов, полученных из ГМО, как формы реализации права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации о составе пищевых продуктов, обеспечивающей возможность их правильного выбора, Закон N 2300-1 был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО, установленными Директивой Европейского Парламента и Совета от 22.09.2003 N 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах, которая с апреля 2004 года ввела 0,9% пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМО.

Ранее аналогичный показатель, характеризующий точку отсчета наличия в пищевых продуктах компонентов ГМО, был закреплен санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.3.2.2227-07 "Дополнения и изменения N 5 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (зарегистрированы в Минюсте России 16.06.2007, регистрационный номер 9852), установившими с 01.09.2007, что содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное количество таких компонентов, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.

2. Подпунктом б) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ абзац четвертый пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1, определяющий в числе обязательной информации о товарах (работах, услугах) их цену в рублях и условия приобретения, дополнен положениями, согласно которым при предоставлении кредита является обязательным предоставление сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.

При этом указанная новация в контексте взаимосвязанных положений статей 8 и 10 Закона N 2300-1 касается не как таковых условий договора, заключаемого сторонами в установленном порядке, а именно информации, доводимой до потребителей при заключении договора в наглядной и доступной форме (пункт 2 статьи 8 Закона N 2300-1).

Обязанной стороной по своевременному доведению этой информации в целях обеспечения возможности правильного выбора товара (работы, услуги) потребителем (пункт 1 статьи 10 Закона N 2300-1) является тот, кто на практике фактически предоставляет потребителю соответствующий кредит, т.е. либо продавец - в рамках договора купли-продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа (статьи 488, 489 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), либо исполнитель (банк или иная кредитная организация) - в рамках кредитного договора (статья 819 ГК РФ).

Нарушение продавцом (исполнителем) права потребителя на получение указанной информации будет определять для виновного лица состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

3. Подпунктом в) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ изменена редакция абзаца восьмого пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1, что связано с необходимостью устранения существовавшего двоякого толкования его содержания относительно определения в качестве обязательной той части информации, которая содержалась в скобках после слова "изготовителя" (в части информации об уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

С учетом внесенного изменения следует исходить из того, что наличие в наглядной и доступной форме информации об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по общему правилу является обязательным. Однако обязанность по ее предоставлению в любом случае будет находиться в прямой зависимости от факта того - есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер (в этой связи очевидным является лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным).

Непредоставление такой информации может порождать для продавца как гражданско-правовую ответственность перед потребителем в соответствии со статьей 12 Закона N 2300-1, так и определять состав соответствующего административного правонарушения. Причем, поскольку сама по себе эта информация в числе прочих сведений отнесена законодателем именно к информации о товаре, ее непредоставление продавцом может служить основанием для его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

4. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования общественных отношений с участием потребителей взаимосвязанными положениями пункта 4 статьи 1 и пункта 3 статьи 2 Закона N 234-ФЗ внесены изменения соответственно в статью 18 Закона N 2300-1 и статью 503 ГК РФ. При этом то обстоятельство, что статья 503 ГК РФ (в редакции Закона N 234-ФЗ) с учетом содержания ее пункта 6 в целом стала носить диспозитивный характер по отношению к статье 18 Закона N 2300-1, свидетельствует о том, что дальнейшая гармонизация названных актов гражданского законодательства между собой идет по пути все возрастающего приоритета норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В этой связи особое внимание обращают на себя изменения, касающиеся правовых аспектов предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров с недостатками (при том, что существующие в настоящее время особенности реализации потребителями своих прав в отношении дорогостоящих товаров с недостатками после вступления в силу Закона N 234-ФЗ специального правового регулирования, отличного от общих правил, вообще иметь не будут).

При этом следует иметь в виду, что вновь вводимые пунктом 1 статьи 18 Закона N 2300-1 основания для предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров касаются лишь тех из них, которые входят в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 N 575).

Кроме того, обращаем внимание на положения подпункта д) пункта 4 статьи 1 Закона N 234-ФЗ, согласно которым в абзаце третьем пункта 5 статьи 18 Закона N 2300-1 определены сроки проведения соответствующей экспертизы товара и закреплено право потребителя на присутствие при ее проведении.

5. Новая редакция пункта 1 статьи 20 Закона N 2300-1 (согласно подпункту а) пункта 5 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) призвана минимизировать издержки потребителей, вызываемые необоснованным затягиванием сроков устранения недостатков в товаре, и усилить ответственность соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение обязательств.

В этой связи законодателем фактически введено определение незамедлительного срока устранения недостатков; установлен предельный срок для устранения недостатков, изначально определяемый соглашением сторон (45 дней); определены основания, согласующиеся в этой части с соответствующими положениями пункта 3 статьи 401 ГК РФ, не являющиеся поводом для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков товара и не освобождающие от ответственности за нарушение срока, определенного первоначальным соглашением сторон. При этом как таковая допустимость дополнительного соглашения предполагает его безусловную добровольность и наличие выраженного согласия потребителя.

Кроме того, в целях установления механизма реализации тех положений пункта 1 статьи 18 Закона N 2300-1 (в редакции Закона N 234-ФЗ), которые касаются определения в качестве оснований для предъявления соответствующих требований потребителя в отношении технически сложных товаров "невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков", пункт 3 статьи 20 Закона N 2300-1 дополнен императивными положениями о предоставлении потребителю в письменной форме информации о дате его обращения с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, что должно предполагать, в первую очередь, со стороны уполномоченных организаций и уполномоченных индивидуальных предпринимателей (на практике осуществляющих соответствующую деятельность через всякого рода гарантийные, сервисные и т.п. центры) упорядочение их отношений с потребителями в части обязательного формализованного наличия вышеперечисленных реквизитов в документе, подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.

6. Содержание вновь вводимой в Закон N 2300-1 статьи 23.1 (пункт 8 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) в целом следует рассматривать в причинно-следственной связи с соответствующими нормами статей 456, 457, 463 и пункта 3 статьи 492 ГК РФ, а положения ее пункта 3 (в части установления неустойки за просрочку исполнения обязанности по передаче предварительно оплаченного товара) - в контексте с соответствующими изменениями, вносимыми пунктом 1 статьи 2 Закона N 234-ФЗ в пункт 4 статьи 487 ГК РФ, и статьями 330 и 332 ГК РФ.

7. Признание пунктами 10 и 14 статьи 1 Закона N 234-ФЗ утратившими силу соответственно статьи 26 и статьи 38 Закона N 2300-1 означает, что таким образом в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" было исключено дублирование нормами этих статей соответствующих положений ее статьи 1, закрепляющей полномочия Правительства Российской Федерации по правовому регулированию отношений в области защиты прав потребителей.

8. Новая редакция статьи 497 ГК РФ (пункт 2 статьи 2 Закона N 234-ФЗ), а также изменение, внесенное в пункт 1 статьи 26.1 Закона N 2300-1 (пункт 11 статьи 1 Закона N 234-ФЗ), позволили окончательно выделить дистанционный способ продажи товаров в область самостоятельного правового регулирования и устранить имевшие место коллизии, связанные со смешением данного понятия с продажей товаров по образцам. Таким образом, нормы статьи 497 ГК РФ и статьи 26.1 Закона N 2300-1 были гармонизированы не только между собой, но и с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.

В целом Роспотребнадзор отмечает, что все изменения в Закон N 2300-1, внесенные в него Законом N 234-ФЗ, направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей, а также на совершенствование механизмов реализации этих прав.

Дополнительно обращаем внимание, что иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения с участием потребителей и имеющие положения, взаимосвязанные с нормами Закона N 234-ФЗ, до приведения их в установленном порядке в соответствие с названным законодательным актом действуют с соблюдением требований, закрепленных пунктами 5 и 6 статьи 3 ГК РФ, а практическая реализация Закона N 234-ФЗ в целом после вступления его в силу должна вестись с учетом общих принципов действия актов гражданского законодательства во времени, установленных статьей 4 ГК РФ.

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО