Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 3 апреля 2006 г. N 190

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ДЕКАБРЯ 2002 Г. N 858

"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

1. В пункте 2 слова "Федеральное агентство по сельскому хозяйству" заменить словами "Министерство сельского хозяйства Российской Федерации".

2. Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденную указанным Постановлением, изложить в следующей редакции:

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы

"Социальное развитие села до 2010 года"

Наименование - федеральная целевая программа "Социальное

Программы развитие села до 2010 года"

Основание для - распоряжение Правительства Российской

разработки Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р

Программы

Государственный - Министерство сельского хозяйства

заказчик - Российской Федерации

координатор

Программы

Государственные - Министерство сельского хозяйства

заказчики Российской Федерации, Федеральное

Программы дорожное агентство, Федеральное агентство

связи, Федеральное агентство по

образованию, Федеральное агентство по

культуре и кинематографии, Федеральное

агентство по здравоохранению и

социальному развитию, Федеральное

агентство по строительству и жилищно-

коммунальному хозяйству

Основные - Министерство сельского хозяйства

разработчики Российской Федерации, Министерство

Программы экономического развития и торговли

Российской Федерации, Министерство

образования и науки Российской Федерации,

Министерство здравоохранения и

социального развития Российской

Федерации, Министерство культуры и

массовых коммуникаций Российской

Федерации, Министерство промышленности и

энергетики Российской Федерации,

Министерство информационных технологий и

связи Российской Федерации, Министерство

транспорта Российской Федерации,

Министерство природных ресурсов

Российской Федерации, Федеральное

агентство по строительству и жилищно-

коммунальному хозяйству, Федеральное

агентство по физической культуре и спорту

Цели и задачи - основными целями Программы являются:

Программы развитие социальной сферы и инженерной

инфраструктуры сельских муниципальных

образований;

создание правовых, административных и

экономических условий для перехода к

устойчивому социально-экономическому

развитию сельских муниципальных

образований и реализации Федерального

закона "Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской

Федерации";

создание условий для завершения передачи

объектов социальной сферы и инженерной

инфраструктуры села в ведение органов

местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской

местности и обеспечение его

привлекательности;

повышение престижности проживания в

сельской местности.

Основными задачами Программы являются:

улучшение состояния здоровья сельского

населения путем повышения доступности и

качества предоставления первичной медико-

санитарной помощи, занятий физической

культурой и спортом;

повышение уровня электро-, водо- и

газоснабжения сельских поселений;

обеспечение сельских поселений телефонной

и телекоммуникационной связью;

расширение сети сельских автомобильных

дорог;

привлечение и закрепление в сельской

местности молодых семей и молодых

специалистов

Основные целевые - предоставление 9007,5 тыс. кв. м жилья в

индикаторы и сельской местности;

показатели предоставление 3243,2 тыс. кв. м жилья

Программы для молодых семей и молодых специалистов

на селе;

введение в действие общеобразовательных

учреждений на 190,38 тыс. мест,

дошкольных образовательных учреждений на

13,23 тыс. мест, районных и участковых

больниц на 12 тыс. коек, клубных

учреждений на 43,8 тыс. мест, 1762

предприятий по оказанию населению услуг

производственной деятельности (мельницы,

маслобойки, крупорушки и т.д.);

открытие 1441 филиала детско-юношеских

спортивных школ при сельских

общеобразовательных учреждениях, 1550

предприятий розничной торговли и

общественного питания, 6991

специализированного предприятия бытового

обслуживания, 240 информационно-

консультационных центров;

газификация 391581 дома (квартиры);

введение в действие станций

водоподготовки и систем водоотведения

мощностью 164,5 тыс. куб. м в сутки, 1413

тыс. номеров телефонной сети, 12633 км

автомобильных дорог

Сроки и этапы - 2003 - 2010 годы:

реализации I этап - 2003 - 2005 годы;

Программы II этап - 2006 - 2010 годы

Основные - мероприятия Программы сгруппированы по

мероприятия направлениям, связанным с жилищным

Программы строительством, образованием,

здравоохранением, культурой, торгово-

бытовым обслуживанием, информационно-

консультационным обеспечением сельского

населения, электрификацией, газификацией,

водоснабжением, телекоммуникационной

связью, дорожным строительством.

Реализация мероприятий Программы

обеспечит:

улучшение жилищных условий сельского

населения, в том числе молодых семей и

молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского

населения путем повышения доступности и

качества предоставления первичной медико-

санитарной помощи;

сохранение и развитие базы для занятий

физической культурой и спортом в целях

формирования здорового образа жизни

сельского населения, профилактики

правонарушений, наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного уровня

учащихся общеобразовательных учреждений в

сельской местности, приведение качества

образования в соответствие с современными

требованиями;

активизацию культурно-досуговой

деятельности в сельской местности;

развитие и расширение информационно-

консультационного обслуживания сельского

населения;

повышение уровня и качества электро-,

водо- и газоснабжения сельских поселений,

обеспечение их телефонной и

телекоммуникационной связью;

расширение сети автомобильных дорог в

сельской местности и их благоустройство;

повышение уровня занятости сельского

населения на основе сохранения и создания

рабочих мест

Исполнители - определяются на конкурсной основе в

основных установленном законодательством

мероприятий Российской Федерации порядке

Программы

Объемы и - общий объем финансирования I этапа

источники Программы (2003 - 2005 годы) составляет

финансирования 52,9 млрд. рублей, в том числе:

Программы средства федерального бюджета - 5,5 млрд.

рублей;

средства бюджетов субъектов Российской

Федерации - 23,1 млрд. рублей;

средства внебюджетных источников - 24,3

млрд. рублей;

общий объем финансирования II этапа

Программы (2006 - 2010 годы) составляет

153,2 млрд. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 28,7

млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской

Федерации - 65,5 млрд. рублей;

средства внебюджетных источников - 59 млрд.

рублей

Ожидаемые - реализация Программы позволит:

результаты улучшить жилищные условия более 141 тыс.

реализации сельских семей и довести уровень

Программы и обеспеченности их коммунальными услугами

показатели до 45 процентов;

социально- привлечь для проживания на селе 73,65

экономической тыс. молодых семей и молодых

эффективности специалистов, обеспечив их доступным жильем;

повысить уровень газификации домов

(квартир) природным газом до 48,6 процента;

улучшить снабжение сельских потребителей

электроэнергией, довести электропотребление

на бытовые цели до 0,8 МВт.ч на душу

населения;

довести долю обучающихся в благоустроенных

общеобразовательных учреждениях в первую

смену до 90 процентов;

повысить уровень обеспеченности детскими

дошкольными учреждениями до 40 - 45

процентов;

повысить уровень обеспеченности

больничными местами до 69,5 койкоместа на

10 тыс. человек, амбулаториями - до 144,4

тыс. посещений в смену;

повысить уровень обеспеченности клубными

учреждениями до 215 мест на 1 тыс. человек;

улучшить информационно-консультационное

обслуживание сельского населения;

привлечь к регулярным занятиям физической

культурой и спортом 35 процентов учащейся

сельской молодежи и 22 процента

населения, работающего в сельской местности;

расширить сеть комплексных организаций

торгово-бытового обслуживания;

повысить уровень обеспеченности сельского

населения питьевой водой до 47 процентов;

обеспечить введение 1,4 млн. телефонных

номеров;

привести в нормативное техническое

состояние 30,1 тыс. км автомобильных

дорог и расширить сеть автомобильных

дорог общего пользования, связывающих

сельские населенные пункты, на 12,6 тыс. км

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42 процента сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией - 32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов площади сельских жилых помещений.

Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 процентов). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10 - 15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов.

В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы.

В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.

Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.

В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.

Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.

Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.

Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе.

В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.

Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.

Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее - 13,6 процента.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа) обусловлена:

социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;

необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы

реализации Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, повышение престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

активизация культурной деятельности на селе;

развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.

Для решения указанных задач предусматриваются:

предоставление приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях;

разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 2 этапа.

На I этапе (2003 - 2005 годы) обеспечиваются совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

На II этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.

В реализации I этапа Программы (2003 - 2005 годы) приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленных в Программе задач, на федеральном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база. Субъектами Российской Федерации - участниками Программы осуществлены разработка и принятие региональных программ по социальному развитию села, позволившие конкретизировать задачи Программы применительно к потребностям сельских муниципальных образований.

В 2003 - 2005 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 50,1 млрд. рублей, из них:

средств федерального бюджета - 5,8 млрд. рублей;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 22,4 млрд. рублей;

внебюджетных средств - 21,9 млрд. рублей.

Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета, основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2003 - 2005 годы) были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.

Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям.

Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (70 процентов), предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На эти цели за 3 года было выделено 15 млрд. рублей, из них 2 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.

За счет всех источников финансирования введено 6039 тыс. кв. м жилья, что в 2,2 раза больше плановых заданий. Свыше 75 тыс. сельских семей смогли приобрести благоустроенное жилье.

За 3 года введено в действие 22,69 тыс. км распределительных газовых сетей (в 2,3 раза больше плановых заданий), газифицировано 286,5 тыс. квартир (при плановом задании - 122 тыс. квартир), введена в действие 51 газонаполнительная станция.

Объем средств федерального бюджета в финансировании указанных мероприятий составил 12,9 процента.

Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в сельской местности, обеспечила прирост емкостей телефонной сети на 722,5 тыс. номеров (114 процентов).

Финансирование этих мероприятий Программы в основном осуществлялось за счет средств внебюджетных источников (92 процента).

Значительно расширилась сеть бытового обслуживания за счет открытия 3014 новых организаций и 5593 пунктов приема заказов на бытовые услуги. Сеть торговли и общественного питания в сельской местности пополнилась новыми 668 организациями. Введено в эксплуатацию 566 объектов переработки по оказанию населению производственных услуг.

Вместе с тем за 2003 - 2005 годы из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации не удалось в полном объеме реализовать отдельные мероприятия Программы, в том числе по развитию сети организаций социальной сферы села, строительство которых осуществлялось преимущественно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Не все регионы смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников.

В 2003 - 2005 годах были введены в действие новые объекты социальной сферы, в том числе общеобразовательные школы на 51,8 тыс. мест, детские дошкольные учреждения на 3,65 тыс. мест, районные и участковые больницы на 4,8 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 5,7 тыс. посещений в смену, 130 фельдшерско-акушерских пунктов, 146 спортивных сооружений, а также клубные учреждения на 18,9 тыс. мест.

В 17 сельских районах открылись информационно-консультационные центры.

Причиной недовыполнения заданий по введению в действие объектов водоснабжения является несвоевременное и не в полном объеме выполнение отдельными субъектами Российской Федерации обязательств по софинансированию указанных мероприятий.

Так, было введено в действие 2,9 тыс. км локальных водопроводов, 42,14 тыс. куб. м станций водоподготовки и систем водоотведения, 40 водоохранных зон.

Приведение в нормативное техническое состояние ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", государственным заказчиком которой является Федеральное дорожное агентство. На эти цели за 2003 - 2005 годы за счет средств федерального бюджета было выделено 2,6 млрд. рублей. Объем софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на эти цели составил 12 млрд. рублей. В сельской местности было построено 1905,5 км автомобильных дорог общего пользования и приведено в нормативное техническое состояние 3611,6 км ведомственных автомобильных дорог.

III. Мероприятия Программы

Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Предусматривается выполнение мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений в отношении объектов жилищного, социально-культурного назначения, проведение мониторинга процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы села, а также подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, замену ветхого и аварийного фонда, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, а также на новое строительство.

Мероприятия по организационному обеспечению реализации Программы включают проведение планировочных работ, инвентаризацию и оптимизацию сети объектов социальной сферы, оказание содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, создание других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

Программа включает мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

Развитие жилищного строительства в сельской местности

В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает:

формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;

создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности в соответствии с соглашением между ними и с учетом предложений Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству оказывает методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в решении вопросов разработки и внедрения механизмов жилищного кредитования, обеспечивает проведение мониторинга преобразований в жилищной сфере села в целях осуществления анализа ситуации, обобщения и распространения опыта регионов и эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с соглашением между ними обеспечивают выполнение мероприятий по развитию жилищного строительства в сельской местности согласно приложению N 1.

Реализация указанных мероприятий позволит:

улучшить жилищные условия более 141 тыс. сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;

сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;

привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования.

Обеспечение доступным жильем молодых семей

и молодых специалистов на селе

Основной целью мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе является формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.

Для этой цели необходимо осуществить следующие меры правового, финансового и организационного характера:

нормативное правовое и методическое обеспечение реализации указанных мероприятий;

формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;

проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Предполагается, что участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на добровольной основе могут быть соответственно:

семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении;

граждане Российской Федерации, возраст которых не превышает 30 лет и которые закончили высшее (среднее, начальное) профессиональное образовательное учреждение (далее - образовательное учреждение), получили диплом (документ) государственного образца о высшем (среднем, начальном) профессиональном образовании, либо являются учащимися последнего курса образовательного учреждения и изъявили желание не менее 5 лет работать в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села в соответствии с полученной квалификацией, либо работают после окончания образовательного учреждения в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий в сельском поселении.

Финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования.

Предполагается, что средства федерального бюджета для реализации указанных мероприятий будут предоставляться на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования этих мероприятий в объеме не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Расчетную стоимость строительства (приобретения) жилья, используемую для расчета субсидии, предлагается определять исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья в субъекте Российской Федерации, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут обеспечивать финансирование указанных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и разрабатывать меры по привлечению средств внебюджетных источников.

Предполагается, что распределение средств федерального бюджета по субъектам Российской Федерации для реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе будет осуществляться исходя из критериев оценки уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций, числа сельских молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дифференциации стоимости квадратного метра по субъектам Российской Федерации и доли вклада субъекта Российской Федерации в общий объем сельскохозяйственного производства в стране.

Для оценки эффективности указанных мероприятий предусматривается осуществление исследований по изменению уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций по субъектам Российской Федерации, рынка труда в сельской местности, возрастной и образовательной структуры специалистов, занятых в экономике села, уровня экономической активности сельского населения. Оценка и результаты исследований будут включаться в ежегодный доклад о ходе реализации Программы и при необходимости являться основанием для внесения предложений по корректировке механизма реализации мероприятий Программы.

Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе согласно приложению N 2 позволит:

улучшить жилищные условия 73,65 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе;

создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;

повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;

создать условия для улучшения демографической ситуации.

Развитие сети общеобразовательных учреждений

в сельской местности

Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения осуществляются следующие мероприятия:

всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;

реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;

создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развитие центров довузовской подготовки обучающихся;

стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе;

более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах.

Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности согласно приложению N 3 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.

Развитие сети учреждений первичной

медико-санитарной помощи, физической культуры

и спорта в сельской местности

Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.

Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;

совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;

обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативного правового, материально-технического и кадрового обеспечения;

совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм предоставления медицинской помощи;

укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;

развитие института врача общей практики (семейный врач).

В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности согласно приложению N 4 количество койкомест повысится до 69,5 койкоместа на 10 тыс. жителей, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями - до 144,4 тыс. посещений в смену на 10 тыс. жителей, будет восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов.

В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:

разработка региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;

создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Выполнение указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8 - 10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату больничных листов.

Развитие культурно-досуговой деятельности

в сельской местности

Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.

В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены следующие мероприятия:

проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры и отдыха, разработка территориальных схем их размещения;

повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры и отдыха в сельской местности;

создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности;

привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и отдыха;

возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;

сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;

сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;

сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;

улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.

Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности согласно приложению N 5 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.

Развитие торгового и бытового обслуживания

в сельской местности

Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:

развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;

организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;

расширение сети организаций общественного питания.

Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания в сельской местности согласно приложению N 6 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг.

Развитие информационно-консультационного

обслуживания в сельской местности

Целью Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения по следующим направлениям:

организация сельскохозяйственного производства;

правовое, производственное и техническое консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга и менеджмента, а также в других областях, связанных с рыночными преобразованиями в экономике.

Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности:

создание сельских информационно-консультационных центров;

предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях, а также рекомендаций по их применению;

организация правового, производственного и технического консультирования;

проведение семинаров и курсов по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности.

Реализация мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности согласно приложению N 7 позволит:

создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;

повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов;

создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения.

Развитие электрических сетей в сельской местности

Основными задачами развития электрических сетей в сельской местности являются обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.

Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:

обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;

повышение качества потребляемой в сельской местности электроэнергии.

Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности согласно приложению N 8 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности.

Развитие газификации в сельской местности

Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.

Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:

осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;

повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности;

внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;

повышение эффективности использования природного газа.

Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности согласно приложению N 9 позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится с 28,8 до 48,6 процента.

Развитие водоснабжения в сельской местности

Основными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.

Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:

строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;

монтаж и введение в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию российских технологий и оборудования нового поколения.

Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности согласно приложению N 10 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47 процентов.

Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности

Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами.

Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:

разработка предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;

поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;

улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;

проектирование, разработка, испытание и внедрение новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.

Выполнение мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению N 11 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта.

Государственным заказчиком Программы в части реализации указанных мероприятий является Федеральное агентство связи.

Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности

Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно приложению N 12, включая приведение в нормативное техническое состояние дорог общего пользования, находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны с учетом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".

IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы

При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования I этапа (2003 - 2005 годы) Программы составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,5 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,1 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей. Общий объем финансирования II этапа (2006 - 2010 годы) Программы составляет 153,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28,7 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 65,5 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - 59 млрд. рублей.

Объем финансирования II этапа Программы рассчитан исходя из результатов реализации мероприятий I этапа Программы.

Средства, выделяемые на реализацию Программы в объеме согласно приложению N 13, определены исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.

Первоочередному финансированию подлежат расходы на проведение работ на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах, имеющих высокую степень технической строительной готовности.

Для решения проблемы выравнивания регионов по обеспеченности их объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры до среднего уровня по Российской Федерации в федеральном бюджете предусматриваются соответствующие ассигнования.

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимое нормативное правовое сопровождение социальных преобразований на селе, финансируются из федерального бюджета.

Стоимость этих работ определена в соответствии со сметами расходов на проведение работ аналогичного характера.

Выполнение мероприятий в области научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ согласно приложению N 14 позволит разработать научные и практические рекомендации по развитию жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности и осуществить экспериментальные проекты комплексной застройки села.

Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы.

Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками Программы организует ведение статистической отчетности по ее реализации.

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также на принципах четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.

Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет:

координацию деятельности государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы, рациональному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

нормативное правовое и методическое обеспечение реализации Программы;

подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы на основании предложений государственных заказчиков Программы;

организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;

проведение мониторинга реализации Программы;

подготовку ежегодного доклада о ходе реализации Программы.

Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.

Государственные заказчики Программы осуществляют:

отбор на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы;

согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;

заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения мероприятий Программы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основанием для получения за счет средств федерального бюджета государственной поддержки на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села является бюджетная заявка органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с государственными заказчиками Программы.

VI. Организация управления реализацией Программы

и контроль за ходом ее выполнения

Государственный заказчик-координатор Программы:

осуществляет управление реализацией Программы совместно с государственными заказчиками Программы на основе ежегодно заключаемых соглашений;

обеспечивает согласованность действий государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, выполнению заключенных с субъектами Российской Федерации соглашений о финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

осуществляет взаимодействие с федеральными министерствами, в ведении которых находятся федеральные службы и федеральные агентства - государственные заказчики Программы, ответственные за выполнение мероприятий Программы, и государственными заказчиками Программы.

Ежегодно государственный заказчик-координатор Программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за прошедший год.

VII. Оценка эффективности социально-экономических

и экологических последствий реализации Программы

В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития села, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного, торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания сельского населения.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 15.

Более 141 тыс. сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Улучшится кадровое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы за счет привлечения и закрепления в сельском хозяйстве 73,65 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 48,6 процента. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных общеобразовательных учреждениях повсеместно достигнет 90 процентов, а уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями составит 40 - 45 процентов. Кроме того, обеспеченность больничными местами возрастет до 69,5 койкоместа на 10 тыс. человек, амбулаториями - до 144,4 тыс. посещений в смену, клубными учреждениями - до 215 мест на 1 тыс. человек, при этом к регулярным занятиям физкультурой и спортом будет привлечено 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента населения, работающего в сельской местности.

Обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 47 процентов, развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить дополнительно 1,4 млн. сельских потребителей телефонной и информационной связью, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут уменьшены до 20 - 25 процентов.

В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8 - 10 процентов.

В области занятости сельского населения предусматриваются более полное использование трудоспособного населения и снижение уровня безработицы.

В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.

Экономическая эффективность реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20 - 25 процентов на основе:

улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;

сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;

сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.

Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.

При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Социальное развитие села

до 2010 года"

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

(2003 - 2005 годы - млн. рублей, в ценах 2002 года,

2006 - 2010 годы - млн. рублей, с учетом прогноза

цен на соответствующие годы)

┌──────────────────────┬────────┬───────┬────────────────────────┬───────────┬───────────────┐

│ │Срок │Объем │ В том числе за счет │Ответствен-│ Ожидаемые │

│ │испол- │финан- │ средств │ные │ результаты │

│ │нения │сиро- ├───────┬────────┬───────┤исполнители│ │

│ │ │вания -│федера-│бюджетов│внебюд-│ │ │

│ │ │всего │льного │субъек- │жетных │ │ │

│ │ │ │бюджета│тов Рос-│источ- │ │ │

│ │ │ │ │сийской │ников │ │ │

│ │ │ │ │Федера- │ │ │ │

│ │ │ │ │ции │ │ │ │

└──────────────────────┴────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────────┴───────────────┘

Организационное, нормативное и научное обеспечение НИОКР

1. Проведение научных 2004 год 0,4 0,4 - - Россельхоз, научно-

исследований и Росстрой методическое

разработка обеспечение

руководства по эксплуатации и

эксплуатации, ремонта

ремонту, сельских жилых

восстановлению и и социальных

усилению зданий и

строительных сооружений

конструкций

сельских жилых и

социальных зданий

и сооружений

2. Проведение научных Россельхоз проектное

исследований и (2004 - обеспечение

разработка 2005 годы), жилищно-

проектных Минсельхоз хозяйственного

рекомендаций по России, строительства

типовому Росстрой в сельской

проектированию местности

сельских

жилых домов для

различных

природно-

климатических зон:

домов усадебного 2004 год 0,5 0,5 - -

типа в блоке с 2005 год 0,5 0,5 - -

малыми формами 2006 год 0,76 0,76 - -

социального

обслуживания

населения

сельских домов - 2004 год 0,7 0,7 - -

фермерских

хозяйств

быстровозво- 2004 год 0,3 0,3 - -

димых зданий 2005 год 0,3 0,3 - -

2006 год 0,46 0,46 - -

2007 год 0,4 0,4 - -

3. Проведение научных 2004 год 0,3 0,3 - - Росстрой, формирование

исследований и 2005 год 0,3 0,3 - - Россельхоз рыночных

разработка 2006 год 0,46 0,46 - - (2004 - механизмов

практических 2007 год 0,32 0,32 - - 2005 годы), индивидуально-

рекомендаций по Минсельхоз го жилищного

обобщению опыта России, строительства

субъектов органы и рынка жилья

Российской исполните- в сельской

Федерации в части льной местности

функционирования власти

кредитно- субъектов

финансовых и Российской

организационных Федерации,

механизмов органы

реализации местного

жилищной программы самоуправ-

в сельской ления

местности (на базе

механизмов

ипотечного

жилищного

кредитования)

Прочие расходы

4. Создание 2003 год 0,81 0,81 - - Россельхоз эксперимен-

экспериментальных 2004 год 0,8 0,8 - - (2004 - тальная

проектов застройки 2005 год 0,79 0,79 - - 2005 годы), апробация

индивидуальных Минсельхоз индивидуальной

жилых домов с России, застройки в

автономными Росстрой сельской

системами местности

жизнеобеспечения,

рекомендуемых для

сельской местности

Инвестиционные мероприятия

5. Предоставление Россельхоз улучшение

жилья в сельской (2004 - жилищных

местности 2005 годы), условий

(тыс. кв. м): Минсельхоз жителей

России, сельской

722,2 2003 год 1805,5 541,64 722,22 541,64 органы местности,

936,6 2004 год 2341,5 702,5 936,5 702,5 исполни- включая

983,4 2005 год 2458,5 737,6 983,3 737,6 тельной работников

1018,4 2006 год 6313,8 827 1396 4090,8 власти здравоохране-

1177,7 2007 год 7301,8 1178,6 1557,9 4565,3 субъектов ния, социальной

1280 2008 год 7936,5 1281,1 1693,3 4962,1 Российской сферы, сферы

1392 2009 год 8630,1 1393 1841,3 5395,8 Федерации обслуживания и

1497,2 2010 год 9382,6 1514,5 2001,9 5866,2 культуры

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составляют не менее 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Социальное развитие села

до 2010 года"

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ

(млн. рублей, с учетом прогноза цен

на соответствующие годы)

┌──────────────────────┬────────┬───────┬────────────────────────┬───────────┬────────────────┐

│ │Срок │Объем │ В том числе за счет │Ответствен-│ Ожидаемые │

│ │испол- │финан- │ средств │ные │ результаты │

│ │нения │сиро- ├───────┬────────┬───────┤исполнители│ │

│ │ │вания -│феде- │бюджетов│внебюд-│ │ │

│ │ │всего │раль- │субъек- │жетных │ │ │

│ │ │ │ного │тов Рос-│источ- │ │ │

│ │ │ │бюджета│сийской │ников │ │ │

│ │ │ │ │Федера- │ │ │ │

│ │ │ │ │ции │ │ │ │

└──────────────────────┴────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────────┴────────────────┘

Инвестиционные мероприятия

Предоставление жилья Минсельхоз обеспечение

в сельской местности России, жильем 73,65

для молодых семей и органы тыс. молодых

молодых специалистов исполните- семей и молодых

(тыс. кв. м): льной специалистов на

власти селе:

субъектов

Российской

Федерации

713,4 2006 год 6670 2000 2670 2000 2006 год - 16,2

679,5 2007 год 6670 2000 2670 2000 2007 год - 15,44

647,1 2008 год 6670 2000 2670 2000 2008 год - 14,7

616,3 2009 год 6670 2000 2670 2000 2009 год - 13,99

586,9 2010 год 6670 2000 2670 2000 2010 год - 13,32

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Социальное развитие села

до 2010 года"

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

(2003 - 2005 годы - млн. рублей, в ценах 2002 года,

2006 - 2010 годы - млн. рублей, с учетом прогноза

цен на соответствующие годы)

┌──────────────────────┬────────┬───────┬────────────────────────┬───────────┬────────────────┐

│ │Срок │Объем │ В том числе за счет │Ответствен-│ Ожидаемые │

│ │испол- │финан- │ средств │ные │ результаты │

│ │нения │сиро- ├───────┬────────┬───────┤исполнители│ │

│ │ │вания -│феде- │бюджетов│внебюд-│ │ │

│ │ │всего │раль- │субъек- │жетных │ │ │

│ │ │ │ного │тов Рос-│источ- │ │ │

│ │ │ │бюджета│сийской │ников │ │ │

│ │ │ │ │Федера- │ │ │ │

│ │ │ │ │ции │ │ │ │

└──────────────────────┴────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────────┴────────────────┘

Организационное, нормативное и научное обеспечение НИОКР

1. Проведение научных 2005 год 0,4 0,4 - - Рособразо- обеспечение

исследований и 2006 год 0,61 0,61 - - вание, нормативной

разработка 2007 год 0,58 0,58 - - Россельхоз документацией

нормативной (2005 год), хозяйственной

документации, Минсельхоз деятельности

регламентирующей России, сельских

деятельность Минюст образовательных

образовательных России учреждений

учреждений в

сельской местности

2. Проведение научных 2006 год 0,31 0,31 - - Рособразо- научное и

исследований и 2009 год 0,24 0,24 - - вание, информационное

подготовка доклада Минсельхоз обеспечение

о состоянии России контроля за

образования в развитием

сельской местности образования в

сельской

местности

3. Проведение 2005 год 0,6 0,6 - - Минсельхоз научное и

мониторинга знаний 2008 год 0,7 0,7 - - России, информационное

и здоровья учащихся 2010 год 0,81 0,81 - - Россельхоз обеспечение

сельских (2005 год), контроля знаний

общеобразователь- Рособразо- и здоровья

ных учреждений вание, учащихся

Росздрав сельских обще-

образовательных

учреждений

4. Проведение научных 2007 год 1,1 1,1 - - Рособразо- научно-

исследований по 2008 год 1,1 1,1 - - вание методическое

разработке учебных 2009 год 1,3 1,3 - - обеспечение

и учебно-методи- сельских

ческих пособий на общеобразова-

электронных тельных

носителях для учреждений

общеобразователь-

ных учреждений в

сельской местности

Инвестиционные мероприятия

5. Введение в Минсельхоз обновление

действие обще- России, основных фондов,

образовательных Россельхоз повышение

учреждений (2004 - территориальной

(тыс. мест): 2005 годы), доступности и

органы снижение

52,1 2003 год 2070,9 - 1999,6 71,3 исполните- коэффициента

53,7 2004 год 2137,8 - 2064,3 73,5 льной сменности

56,1 2005 год 2232,4 79,3 1260,2 892,9 власти сельских

5,58 2006 год 1506,7 126 1347,4 33,3 субъектов общеобразова-

5,65 2007 год 1681,5 140,6 1503,7 37,2 Российской тельных

5,69 2008 год 1827,6 152,8 1634,4 40,4 Федерации, учреждений

5,75 2009 год 1987,3 166,2 1777,2 43,9 органы

5,81 2010 год 2177,9 182,1 1948 47,8 местного

самоуправ-

ления

6. Введение в действие Россельхоз обновление

дошкольных (2004 - основных фондов

образовательных 2005 годы), и повышение

учреждений органы территориальной

(тыс. мест): исполните- доступности

льной сельских

3,1 2003 год 124,5 - 74,7 49,8 власти дошкольных

3,2 2004 год 128,5 - 77,1 51,4 субъектов образовательных

3,3 2005 год 132,6 - 79,6 53 Российской учреждений

0,68 2006 год 136,9 - 134,6 2,3 Федерации,

0,70 2007 год 140,8 - 138,3 2,5 органы

0,73 2008 год 145,4 - 142,6 2,8 местного

0,75 2009 год 149 - 146 3 самоуправ-

0,77 2010 год 153,6 - 150,3 3,3 ления

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составляют не менее 70 процентов от общего объема средств, выделяемых на развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности.

Приложение N 4

к федеральной целевой программе

"Социальное развитие села

до 2010 года"

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ

ПОМОЩИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

(2003 - 2005 годы - млн. рублей, в ценах 2002 года,

2006 - 2010 годы - млн. рублей, с учетом прогноза

цен на соответствующие годы)

┌──────────────────────┬────────┬───────┬────────────────────────┬───────────┬────────────────┐

│ │Срок │Объем │ В том числе за счет │Ответствен-│ Ожидаемые │

│ │испол- │финан- │ средств │ные │ результаты │

│ │нения │сиро- ├───────┬────────┬───────┤исполнители│ │

│ │ │вания -│феде- │бюджетов│внебюд-│ │ │

│ │ │всего │раль- │субъек- │жетных │ │ │

│ │ │ │ного │тов Рос-│источ- │ │ │

│ │ │ │бюджета│сийской │ников │ │ │

│ │ │ │ │Федера- │ │ │ │

│ │ │ │ │ции │ │ │ │

└──────────────────────┴────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────────┴────────────────┘

Организационное, нормативное и научное обеспечение НИОКР

1. Проведение научных 2007 год 0,4 0,4 - - Росздрав, методическое и

исследований и 2008 год 0,6 0,6 - - Минсельхоз проектное

разработка 2009 год 0,6 0,6 - - России, обеспечение

методики типового 2010 год 0,6 0,6 - - Росспорт создания в сель-

проектирования ской местности

межрайонных межрайонных

медицинских медицинских

консультационно- консультационно-

диагностических диагностических

центров, сельских центров,

учреждений учреждений

здравоохранения, здравоохранения,

физкультурно- физкультурно-

оздоровительных и оздоровительных

спортивных учреждений и

учреждений в спортивных

сельской местности сооружений

Прочие расходы

2. Организация 2003 год 2,2 - 1,5 0,7 органы пропаганда

массовых 2004 год 2,2 - 1,5 0,7 исполните- физкультурно-

соревнований по 2005 год 2,3 - 1,6 0,7 льной спортивного

игровым видам 2006 год 2,3 - 1,7 0,6 власти движения в

спорта среди 2007 год 2,6 - 1,8 0,8 субъектов сельской

детей и взрослого 2008 год 2,8 - 1,9 0,9 Российской местности

сельского 2009 год 3,2 - 2,2 1 Федерации,

населения 2010 год 3,4 - 2,4 1 органы

местного

самоуправ-

ления,

сельскохо-

зяйственные

и другие

организации

3. Открытие филиалов органы улучшение

детско-юношеских исполните- физкультурно-

спортивных школ льной оздоровительной

при сельских власти и спортивной

средних обще- субъектов работы среди

образовательных Российской детей и

учреждениях Федерации, юношества

(единиц): органы

местного

435 2003 год 50 - 25 25 самоуправ-

435 2004 год 50 - 25 25 ления

435 2005 год 50 - 25 25

27 2006 год 50 - 25 25

27 2007 год 53,8 - 26,9 26,9

27 2008 год 57 - 28,5 28,5

27 2009 год 60,4 - 30,2 30,2

28 2010 год 66,5 - 32 34,5

4. Организация 2004 год 6,4 6,4 - - Росспорт, пропаганда

проведения 2006 год 6,4 6,4 - - Минсельхоз физкультурно-

Всероссийских 2008 год 7,3 7,3 - - России, спортивного

летних сельских 2010 год 8,2 8,2 - - Россельхоз движения в

спортивных игр (2004 год), сельской

(осуществляется в Агропромыш- местности

рамках текущих ленный союз

затрат Росспорта) России,

Центральный

комитет

профсоюза

работников

агропромыш-

ленного

комплекса,

органы

исполните-

льной

власти

субъектов

Российской

Федерации

5. Организация 2003 год 3,6 3,6 - - Росспорт, пропаганда

проведения 2005 год 3,6 3,6 - - Минсельхоз физкультурно-

Всероссийских 2007 год 3,9 3,9 - - России, спортивного

зимних сельских 2009 год 4,3 4,3 - - Россельхоз движения в

спортивных игр (2005 год), сельской

(осуществляется в Агропромыш- местности

рамках текущих ленный союз

затрат Росспорта) России,

Центральный

комитет

профсоюза

работников

агропромыш-

ленного

комплекса,

органы

исполните-

льной

власти

субъектов

Российской

Федерации

Инвестиционные мероприятия

6. Введение в Минсельхоз развитие сети

действие районных России, больниц в

и участковых Россельхоз сельской

больниц (тыс. (2004 - местности и

коек): 2005 годы), улучшение

Росздрав, стационарной

2 2003 год 446,1 - 405,9 40,2 органы медицинской

2,1 2004 год 477,5 - 434,5 43 исполните- помощи

2,3 2005 год 525,5 105,1 210,2 210,2 льной сельскому

0,7 2006 год 412,1 66 346,1 - власти населению

1 2007 год 656,5 131,3 515,2 10 субъектов

1,2 2008 год 853,5 170,7 671,9 10,9 Российской

1,3 2009 год 1008,5 201,7 795 11,8 Федерации

1,4 2010 год 1140,5 228,1 899,6 12,8

7. Введение в Минсельхоз развитие сети

действие России, сельских

амбулаторно- Россельхоз амбулаторно-

поликлинических (2004 - поликлинических

учреждений (тыс. 2005 годы), учреждений и

посещений в Росздрав, улучшение

смену): органы амбулаторно-

исполните- медицинской

3,4 2003 год 230,3 - 221,1 9,2 льной помощи

3,6 2004 год 240,9 - 231,3 9,6 власти сельскому

3,8 2005 год 257,3 51,5 102,9 102,9 субъектов населению

1,3 2006 год 156,4 4 143,6 8,8 Российской

4,1 2007 год 542,5 108,5 408 26 Федерации

4,2 2008 год 609 121,8 458,2 29

4,3 2009 год 681,5 136,3 512,5 32,7

4,4 2010 год 752 150,4 565,6 36

8. Открытие Минсельхоз развитие сети

фельдшерско- России, фельдшерско-

акушерских Россельхоз акушерских

пунктов (единиц): (2004 - пунктов и

2005 годы), улучшение

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.