Отделение психологической и психиатрической помощи по телефону при чрезвычайных ситуациях - "Горячая линия"

Отделение психологической и психиатрической помощи

по телефону при чрезвычайных ситуациях - "Горячая линия"

Несмотря на существующую систему мер, за психолого-психиатрической помощью в первые дни развертывания чрезвычайной ситуации в эпицентре ЧС обращается лишь 20 - 25% пострадавших. В большинстве случаев это обусловлено отсутствием информации о существовании такой службы, опасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести к нежелательным социальным последствиям. В части случаев обращению в явочном порядке затрудняет преклонный возраст, наличие физического недуга и т.д. Помимо этого немаловажную роль играет также невозможность пользования пострадавшими теми медицинскими и иными услугами, которое предлагает им общество.

Как показывает опыт, горячая линия в зависимости от этапа развертывания чрезвычайной ситуации выполняет различные функции.

На первом этапе - он обычно длится не более чем трое суток - период острой реакции на стресс - по горячей линии обращаются за получением информации:

- о структуре ЧС и о его последствиях (наличие жертв, разрушений и т.д.);

- об изменении социальной инфраструктуры в эпицентре ЧС (закрыты или открыты станции метро, работает ли другой транспорт, подается ли электроэнергия, не нарушено ли водоснабжение и т.д.);

- по поводу списков пострадавших и куда они направлены;

- по поводу оказания помощи по устранению неисправностей в средствах связи или других неисправностей, которые, по их мнению, может привести к ЧС.

В части случаев лица, обращающиеся по горячей линии, обращаются для получения дополнительной информации о работе самой горячей линии, о ее функциях и в каких случаях следует туда обращаться.

Нередко лица, обращающиеся по горячей линии, предлагают оказать помощь пострадавшим (сдать кровь, привести одежду, теплое белье и т.д.)

По горячей линии обращаются также и пострадавшие, которые подверглись стрессогенному воздействию (не получившие физических повреждений или получившие незначительные физические увечья).

По горячей линии обращаются также лица, которые не подвергались непосредственному воздействию стрессора, но получившие психическую травму опосредованно - вторичные жертвы.

По горячей линии обращаются также и лица, у которых вследствие опосредованного психогенного воздействия имеет место обострение хронических соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма и т.д.).

По горячей линии нередки также обращения по самым различным проблемам, не имеющим для обратившихся ранее значения, но приобретшим особое значение после того, как обратившийся узнал о ЧС.

После разрешения чрезвычайной ситуации (после завершения острой реакции на стресс) по горячей линии обращаются по несколько иным проблемам.

- лица, нуждающиеся в заочной поддерживающей психотерапевтической помощи (ранее получившие необходимую очную психолого-психиатрическую помощь);

- лица с посттравматическим стрессовым расстройством, которые по тем или иным причинам не желают (не могут) обратиться за психолого-психиатрической помощью очно;

- лица, обращавшиеся по горячей линии за психолого-психиатрической помощью ранее;

- лица с личными проблемами, не связанными с чрезвычайной ситуацией непосредственно;

- по горячей линии также обращаются лица, для которых ежедневные неоднократные беседы по горячей линии превращаются в часть (ритуал) повседневной жизни (т.н. зависающие абоненты).

Отделение психолого-психиатрической помощи по телефону при чрезвычайных ситуациях (горячая линия) входит в состав службы неотложной психиатрической и психологической помощи при чрезвычайных ситуациях.

- Горячая линия оказывает населению психолого-психиатрическую помощь по телефону ежедневно, круглосуточно, без перерывов.

Психолого-психиатрическая помощь населению оказывается анонимно. Адрес горячей линии не указывается в адресных справочниках. Специалисты отделения представляются как "Горячая линия", "Медико-психологическая помощь" или под псевдонимом.

Учитывая особую сложность ведения беседы с пациентами, которая требует от врачей-психиатров максимальной концентрации внимания (отсутствие визуального контакта), отделение организуется в специально оборудованном помещении, где при необходимости предусмотрено несколько номеров телефонов, расположенных в отдельных звуконепроницаемых кабинетах.

Служба помимо оказания психолого-психиатрической помощи предоставляет обратившимся по телефону информацию о государственных и негосударственных учреждениях, которые могут оказать психологическую и психиатрическую помощь.

При необходимости врачи службы психолого-психиатрической помощи лицу, обратившемуся по телефону, должны рекомендовать посетить врача-психиатра по месту жительства, врача-психиатра (психотерапевта) кабинета или врача отделения неотложной психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях.

Сотрудники службы психолого-психиатрической помощи при получении по телефону информации о намерениях того или иного лица, представляющих угрозу индивидуальной или общественной безопасности, должны предпринимать меры по выяснению паспортных данных, места пребывания абонента и немедленно ставят об этом в известность службу скорой помощи, участкового врача-психиатра, милицию.

Обращение абонентов в отделение регистрируется в специальном журнале обращений по горячей линии, где кратко описывается содержание беседы, указываются принятые меры (совет, его содержание, обращение дежурного в другие учреждения и т.д.); при необходимости в журнале обращений указывается место нахождения больного и его паспортные данные.