Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2007 N КАС06-512 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N ГКПИ06-852, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании незаконной в целом и частично Инструкции о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры работников, достигших предельного возраста, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 12.08.1999 N 642-к>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании незаконной Инструкции о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры работников, достигших предельного возраста, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1999 года N 642-к (в целом, а также пунктов 2.1, 2.2)
по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Генеральной прокуратуры РФ Рябиженко С.С., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационная коллегия
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными пунктов 2.1 и 2.2 Инструкции о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры работников, достигших предельного возраста, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1999 года N 642-к (далее - Инструкция).
В дополнительном заявлении К. просил суд признать Инструкцию незаконной в целом, так как она не была опубликована официально для всеобщего сведения общедоступным способом в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить и принять новое решение, считая, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны ошибочные выводы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, с последующим их официальным опубликованием.
Генеральная прокуратура Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти, поэтому вывод суда о том, что данный Указ не регулирует порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, является правильным.
Довод заявителя о том, что Инструкция в нарушение требований ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не была опубликована официально для всеобщего сведения, в судебном заседании суда первой инстанции проверялся и не нашел своего подтверждения.
Инструкция, носящая ограниченный ведомственный характер, была опубликована в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2004 году (т. 2).
Кроме того, Инструкция объявляется всем прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры, на которых распространяется ее действие (пункт 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1999 года N 642-к).
Правомерно суд не установил и оснований для признания Инструкции незаконной по содержанию оспоренных норм.
Инструкция о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры работников, достигших предельного возраста, утверждена Генеральным прокурором Российской Федерации в порядке реализации полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 17, и в соответствии с п. 2 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Инструкция определяет порядок реализации положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", установивших предельный возраст пребывания прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет (п. 2 ст. 43).
Пунктом 2.1 Инструкции предусмотрено, что для увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры согласие работника не требуется.
Пункт 2.2 Инструкции устанавливает, что увольнению не препятствуют положительные сведения о профессиональной деятельности работника, данные о состоянии его здоровья, заключение непосредственного руководителя.
Положения пунктов 2.1 и 2.2 Инструкции не устанавливают самостоятельных оснований увольнения прокурорских работников, соответствуют требованиям ст. 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", устанавливающим предельный возраст пребывания прокурорских работников на службе (60 лет) и право руководителя органа прокуратуры увольнять по своей инициативе работника, достигшего возраста 60 лет, и не могут рассматриваться как дискриминационные.
Возможность продления срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих соответствующие должности, как это следует из содержания ч. 2 ст. 43 вышеуказанного Закона, является правом, а не обязанностью руководителя. При этом каких-либо ограничений или условий по реализации этого права руководителя соответствующего органа прокуратуры в Законе не содержится.
В решении суда приведен подробный и полный анализ оспариваемых норм на предмет их соответствия федеральному закону и сделан правильный вывод об отсутствии законных оснований для признания их нарушающими права работников прокуратуры, а следовательно, недействующими.
В кассационной жалобе заявитель дает свое толкование норм материального права, с которыми согласиться нельзя, доводов, опровергающих выводы суда, не приводит.
Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.Д.АНОХИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей