ВВЕДЕНИЕ

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 25.03.1996 N 350 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 402.

По вопросу, касающемуся порядка лицензирования медицинской деятельности, см. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. 22 июля 1993 г., Постановления Правительства РФ от 25.03.96 N 350 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", Приказом Минздрава России от 29.04.98 N 142 "О Перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию" утверждены виды экспертной медицинской деятельности, в том числе "экспертиза профпригодности", осуществляемая по результатам предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, и "экспертиза связи заболеваний с профессией".

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами экспертиза профпригодности осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями любых организационно-правовых форм, оказывающими первичную медицинскую помощь населению и имеющими лицензию на указанный вид деятельности. Кроме того, экспертиза профпригодности и экспертиза связи заболеваний с профессией осуществляется также в соответствии с полученной лицензией центрами и отделениями профпатологии либо медицинскими учреждениями, на базе которых они размещены.

До настоящего времени лицензирование указанных видов медицинской деятельности осуществлялось в условиях отсутствия единой методической базы, в результате чего функционирование контрольно-разрешительной системы в отрасли не оказало существенного влияния на улучшение организации и повышение качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, своевременное выявление и лечение общих и профессиональных заболеваний, а также на формирование более ответственного подхода к установлению связи заболеваний с профессией и реабилитации профбольных и инвалидов по профзаболеваниям.

Отмечаются многочисленные случаи повторных экспертиз, в том числе и по решению судебно-следственных органов, связанных с неудовлетворительным качеством проведения первичных экспертных обследований, отсутствием должных обоснований принимаемых решений.

Замедление темпов реализации структурной реформы в отрасли также негативно сказывается на организации данных видов экспертной деятельности, зачастую периодические профилактические медицинские осмотры продолжают осуществляться комиссионно без участия лечащего врача, работникам не проводятся регламентированные углубленные медицинские осмотры в условиях центров профпатологии.

Однако, несмотря на перечисленные и многие другие недостатки, случаев отказа в выдаче лицензий на указанные виды деятельности по результатам экспертной оценки практически не имеется, крайне редко выдвигаются условия продолжения лицензированной деятельности, не определен единый порядок контроля выполнения лицензионных требований и условий.

Введение в 2000 г. изменений в порядок возмещения ущерба за нанесенный здоровью работника вред, связанный с неблагоприятным воздействием условий и факторов труда, является еще одним доводом в пользу необходимости формирования унифицированных подходов к деятельности контрольно-разрешительной системы в этом направлении.

Научная новизна и практическая значимость данных методических рекомендаций определяются впервые разработанным порядком лицензирования медицинской деятельности по экспертизе профпригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией и условиями выдачи лицензий; контролем за соблюдением лицензионных условий; порядком временного приостановления действия, аннулирования и изъятия лицензий.

Впервые разработан перечень требований к медицинским учреждениям и специалистам, претендующим на получение лицензии на данные виды деятельности, приведены требования к экспертам, осуществляющим лицензирование медицинской деятельности в области профпатологической помощи населению.

Внедрение в практику методических рекомендаций позволит значительно повысить качество медицинской деятельности и ответственность специалистов и учреждений в области профпатологии, органов контрольно-разрешительной системы и экспертов, осуществляющих лицензирование.