I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Наименование Программы - федеральная целевая программа

"Национальная технологическая база" на

2007 - 2011 годы

Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российской

о разработке Программы Федерации от 18 декабря 2006 г.

N 1761-р

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271

Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по

науке и инновациям упразднены. Их функции переданы Министерству

образования и науки РФ, которое является правопреемником

Рособразования и Роснауки, в том числе по обязательствам,

возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008

N 1128-р государственными заказчиками данной федеральной целевой

программы являются Минпромторг РФ и Госкорпорация "Росатом".

Государственные - Министерство промышленности и торговли

заказчики Программы Российской Федерации, Министерство

образования и науки Российской

Федерации, Федеральное космическое

агентство, Государственная корпорация

по атомной энергии "Росатом",

Российская академия наук, Сибирское

отделение Российской академии наук

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 531)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008

N 1128-р государственным заказчиком-координатором данной

федеральной целевой программы является Минпромторг РФ.

Государственный - Министерство промышленности и торговли

заказчик - координатор Российской Федерации

Программы

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 531)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271

Федеральное агентство по науке и инновациям упразднено. Его

функции переданы Министерству образования и науки РФ, которое

является правопреемником Роснауки, в том числе по обязательствам,

возникшим в результате исполнения судебных решений.

Основные разработчики - Министерство промышленности и

Программы энергетики Российской Федерации,

Федеральное агентство по промышленности,

Федеральное агентство по атомной

энергии,

Федеральное агентство по науке и

инновациям,

Федеральное космическое агентство,

Российская академия наук

Цель и задачи - цель Программы - обеспечение

Программы технологического развития отечественной

промышленности на основе создания и

внедрения прорывных, ресурсосберегающих,

экологически безопасных промышленных

технологий для производства

конкурентоспособной

наукоемкой продукции.

Задачи Программы:

создание новых передовых технологий и

оборудования, необходимого для их

реализации, на уровне экспериментальных

линий, демонстрационных установок

и (или) опытных образцов, подтверждающих

готовность технологических решений к

промышленной реализации;

разработка программ (планов) внедрения

разработанных технологий в производство

с оценкой необходимых затрат и

источников их финансирования;

активизация процессов коммерциализации

новых технологий;

создание перспективного научно-

технологического задела для разработки

наукоемкой продукции;

решение проблем улучшения экологической

ситуации в стране

Важнейшие целевые - количество переданных в производство

индикаторы и технологий, обеспечивающих

показатели конкурентоспособность конечного

продукта, - 194 - 222 (здесь и далее -

за весь период действия Программы);

количество патентов и других

документов, удостоверяющих новизну

технологических решений и закрепляющих

права на объекты интеллектуальной

собственности, полученные в ходе

выполнения Программы, в том числе

права Российской Федерации, - 186 -

217;

количество разработанных технологий,

соответствующих мировому уровню или

превышающих его, - 176 - 209

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 531)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сроки и этапы - Программа выполняется в 2007 - 2011

реализации годах в 2 этапа:

Программы I этап (2007 - 2009 годы) - выполнение

быстрореализуемых проектов, базирующихся

на уже имеющемся научно-техническом

заделе;

II этап (2008 - 2011 годы) - выполнение

сложных комплексных проектов по созданию

перспективных прорывных технологий,

реализуемых в новых поколениях

наукоемкой продукции и ориентированных

на недопущение технологического

отставания от передовых стран

Подпрограммы - подпрограмма "Развитие электронной

компонентной базы" на 2007 - 2011 годы

(завершена в 2007 году);

подпрограмма "Развитие отечественного

станкостроения и инструментальной

промышленности" на 2011 - 2016 годы;

подпрограмма "Создание и организация

производства в Российской Федерации

в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей

и их компонентов нового поколения

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 820)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объемы и источники - всего по Программе - 51596,5 млн.

финансирования рублей (в ценах соответствующих лет), в

том числе:

а) за счет средств федерального

бюджета - 26887,75 млн. рублей,

из них:

на научно-исследовательские и

опытно-конструкторские работы -

21350,725 млн. рублей;

на капитальные вложения - 5437,025

млн. рублей, в том числе 79,475

млн. рублей - субсидии в виде

имущественного взноса Российской

Федерации в Государственную

корпорацию по атомной энергии

"Росатом";

б) за счет средств внебюджетных

источников - 24708,75 млн. рублей.

Всего на 2007 год - 11200 млн. рублей,

в том числе:

а) за счет средств федерального

бюджета - 6300 млн. рублей, из них:

на научно-исследовательские и

опытно-конструкторские работы -

5100 млн. рублей;

на государственные капитальные

вложения - 1200 млн. рублей;

б) за счет средств внебюджетных

источников - 4900 млн. рублей

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2011 N 531,

от 06.10.2011 N 820)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые конечные - выполнение Программы в полном объеме

результаты реализации позволит:

Программы и показатели создать промышленно-технологические

ее социально- основы для производства нового

экономической поколения конкурентоспособной

эффективности наукоемкой продукции мирового уровня в

области важнейших технических систем

(авиационной и морской техники,

машиностроительного и энергетического

оборудования, информационно-

управляющих систем), специальных

материалов и другой высокотехнологичной

продукции, что в целом обеспечит

технологические аспекты безопасности

страны и развитие ее экономики;

сформировать технологические

предпосылки для повышения темпов

экономического роста за счет

увеличения в структуре экономики доли

продукции с высоким уровнем

добавленной стоимости;

обеспечить сохранение и создание новых

рабочих мест в организациях

высокотехнологичных отраслей

промышленности;

сократить общее технологическое

отставание России от передовых стран с

сохранением и развитием приоритетного

положения отечественных разработок по

ряду важных технологических

направлений;

расширить возможности для

равноправного международного

сотрудничества в сфере высоких

технологий;

создать эффективные средства защиты

населения от опасных

быстрораспространяющихся инфекций и

биотерроризма, а также сформировать

технологические основы развития и

совершенствования систем защиты

предприятий, населения и территорий

России от поражения токсическими

веществами в результате возможных

террористических актов, техногенных и

природных аварий и катастроф;

обеспечить технологические возможности

для улучшения экологической обстановки

за счет применения высокоэффективных

методов и средств контроля и

нейтрализации вредных

выбросов в окружающую среду;

обеспечить в 2007 - 2011 годах

поступление в федеральный бюджет

налогов в размере 25666,9 млн. рублей,

что превысит размер бюджетных расходов

за тот же период и создаст бюджетный

эффект в размере 8131 млн. рублей;

обеспечить индекс доходности

(рентабельность) бюджетных

ассигнований 1,46, а окупаемость

бюджетных ассигнований (период

возврата) в течение 1,31 года

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2011 N 531,

от 06.10.2011 N 820)

(см. текст в предыдущей редакции)

I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р.

Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались.

Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.

Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди этих программ особое место занимала федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, непосредственно ориентированная на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до настоящего времени проблема остается все еще нерешенной.

Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная значимость требуют применения адекватных методов и механизмов, обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время существует единственный достаточно отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа, позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам.

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий была определена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы.

Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы позволяет утверждать, что эта программа достаточно успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна необходимость ее развития в виде новой программы, что обусловлено следующим:

развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 809;

(см. текст в предыдущей редакции)

в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые тенденции и направления технологического развития, которые либо вообще не были учтены в действовавшей Программе, либо были затронуты в ней лишь фрагментарно;

обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, которые могли бы составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках специально ориентированной на эти цели федеральной целевой программы.

Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение следующих системных задач:

преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, недостаточной инновационной активности российских компаний, повышение уровня значительной части научно-технических разработок;

развитие высокотехнологических секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;

создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;

замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно активного промышленного производства;

обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях;

закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках.

Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

Программа направлена на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна стать катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

В этих целях мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:

освоение водородной энергетики;

переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);

создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;

обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными веществами;

создание нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 809.

(см. текст в предыдущей редакции)

Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться на основе принципов частно-государственного партнерства.

При этом Программа предусматривает разработку и практическое внедрение критических базовых технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.

Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и промышленное освоение технологий по следующим направлениям:

технологии новых материалов;

общемашиностроительные технологии;

базовые технологии энергетики;

технологии перспективных двигательных установок;

химические технологии и катализ;

технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;

технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.

В состав Программы входят подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы и подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения". Реализация подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы завершена в 2007 году.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 820)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы сорок первый - сорок второй исключены. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 809.

(см. текст в предыдущей редакции)

Мероприятия Программы сформированы с учетом необходимости обеспечения их взаимосвязи с таким расчетом, чтобы результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по одним направлениям, могли использоваться в интересах решения проблем по другим направлениям, предусмотренным Программой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 809)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инновационный процесс включает в себя:

фундаментальные исследования и прикладные поисковые работы ("пробирочные" технологии);

разработку промышленных технологий;

разработку и производство инновационного продукта.

Программа реализует второй этап инновационной цепочки - разработку технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности.

Последующие этапы инновационного процесса являются сферой деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка конкретных разработок осуществляется через ведомственные (отраслевые) программы, использующие результаты реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы.

Конечным продуктом Программы являются промышленные технологии, предназначенные для применения в коммерческих проектах, связанных с производством конкретного инновационного продукта.

Мероприятия Программы формируются с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование других программ технологической направленности.

Реализация Программы будет осуществляться на основе следующих принципов:

комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;

сосредоточение основных усилий на развитии базовых технологий, имеющих межотраслевое и многоотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;

непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, - от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки промышленных технологий, предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового поколения;

гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого перераспределения бюджетных средств и их концентрация на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;

обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;

конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы;

создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.

В Программе используются понятия, которые означают следующее:

"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;

"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;

"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;

"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала их персонала в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающая безопасность и инновационное развитие страны.