<Письмо> ПФ РФ от 11.08.2006 N АК-08-26/8689 "О Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25"
При применении в практической работе Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 с организациями, вступающими (вступившими) в процедуру банкротства, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на 5-ти стадиях прохождения процедуры банкротства:
на дату подачи заявления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
на дату введения процедуры наблюдения;
на дату введения процедуры финансового оздоровления;
на дату введения внешнего управления;
на дату открытия конкурсного производства.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 установлено, что если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
Из смысла данного пункта явствует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые страхователь обязан уплачивать после подачи заявления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, не относятся к текущим платежам и вся задолженность, которая образовалась на дату открытия конкурсного производства, должна быть включена уполномоченным органом (налоговым органом) в реестр требований кредиторов.
К текущим платежам относятся те страховые взносы, которые страхователь-банкрот должен уплачивать после открытия конкурсного производства.
Территориальным органам ПФР необходимо отслеживать по информации, которую обязаны представлять налоговые органы, все стадии процедуры банкротства, но основной является открытие конкурсного производства.
При получении информации об открытии конкурсного производства необходимо в налоговые органы представить всю имеющуюся в территориальных органах ПФР сумму задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам для включения этих сумм в реестр требований кредиторов и отслеживать поступление текущих платежей после открытия конкурсного производства.
Что касается получения от налоговых органов информации, то в проект порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ включен пункт, на основании которого в целях реализации функций уполномоченного органа в делах о банкротстве налоговый орган по месту регистрации организации-должника в соответствии с пунктами 12 и 14 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, направляет в соответствующий территориальный орган ПФР запросы о предоставлении информации о наличии просроченной задолженности у организации-должника перед Российской Федерацией по уплате обязательных платежей в целях объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства в установленном порядке.
Кроме того, Пенсионным фондом Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении дополнений в указанное Положение в части включения Пенсионного фонда Российской Федерации в Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым направляется уведомление.
Пунктом 4 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Однако п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 установлено, что согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
Исходя из изложенного пункта Постановления следует:
1. Взыскание неуплаченных текущих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов после открытия конкурсного производства территориальным органам необходимо производить в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
2. Исполнение постановлений территориальных органов ПФР о взыскании сумм недоимки по страховым взносам и исполнительные листы судов по текущим платежам страхователей-банкротов должно производиться в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в третью очередь.
3. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которая включена в реестр требований кредиторов, должна быть уплачена конкурсным управляющим во вторую очередь.
Председателя Правления
А.П.КОЛЕСНИК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей