Журнал весовщика (приема грузов)

за __________ месяц 200_ года

Дата

Номер автомобиля (трактора)

Вес

Название груза

Назначение груза

Номер документа

Примечание

брутто

тары

нетто

Из журнала показатели массы (веса) продукции весовщик переносит в путевки, реестры, накладные, товарно-транспортные накладные и в другие сопроводительные документы на груз.

Перед выдачей журнала весовщику бухгалтерия нумерует в нем страницы. На последней странице в правом нижнем углу указывает количество листов (страниц), ставит печать и подпись руководителя (главного бухгалтера).

344. Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов по каждому складу возлагается на штатных должностных лиц (заведующий складом, кладовщик и др.), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если в штате организации, подразделения отсутствует должность заведующего складом (кладовщика), то его обязанности могут быть возложены на другого работника организации с обязательным заключением с ним договора о полной материальной ответственности.

Прием на работу и увольнение заведующих складами, кладовщиков и других материально ответственных лиц осуществляются по согласованию с главным бухгалтером организации.

Заведующий складом, кладовщик и другие материально ответственные лица могут освобождаться от занимаемых должностей только после сплошной инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их другому материально ответственному лицу по акту приема-передачи. Акт визируется главным бухгалтером (или уполномоченным им лицом) и утверждается руководителем организации (или уполномоченным им лицом), а по складам (кладовым и другим местам хранения) подразделений - руководителем соответствующего подразделения.

Вскрытие склада в отсутствие материально ответственного лица допускается в исключительных случаях по распоряжению руководителя организации или его заместителя в установленном порядке. При вскрытии склада должны присутствовать представители администрации и охраны склада, которыми составляется специальный акт. В акте делается ссылка на распоряжение, указываются причины вскрытия, наименование и количество отпущенной продукции и материалов в течение текущего дня.

345. Распоряжения (указания) главного бухгалтера организации в части учета материальных запасов, оформления и представления учетных документов и отчетности (сведений) обязательны для заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и других материально ответственных и должностных лиц, а также ее работников.

346. Запасы, как полученные от других организаций (в том числе безвозмездно), так и произведенные (изготовленные) в организации, подлежат принятию на соответствующие склады организации, если иное не предусмотрено нормативными документами.

Суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со складов поставщиков и находящиеся в пути, учитываются в бухгалтерском учете на счетах расчетов как дебиторская задолженность.

В случае отсутствия у организации права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно) на поступившие материальные ценности последние должны учитываться на забалансовых счетах.

347. При приемке грузов от транспортных организаций получатель (организация АПК) проверяет обеспеченность сохранности груза при перевозке, в частности, наличие на транспортных средствах, железнодорожных вагонах или контейнерах пломб отправителя, состояние транспортных средств и тары; соответствие наименования груза данным, указанным в сопроводительных документах; требует от транспортных организаций выдачи груза по количеству мест или массе.

При установлении повреждения или порчи груза, несоответствия наименования, массы груза и количества мест данным, указанным в транспортных документах, получатель требует составления соответствующего акта.

Принимая материальные ценности на склад, кладовщик проверяет прибывший

груз и сличает результаты приемки с документами. Если получаемые

материальные ценности по количеству и качеству соответствуют документу, то

на нем делается надпись "На ответственное хранение принял ________________"

(подпись, дата)

В тех случаях, когда полученные ценности по количеству и качеству не соответствуют сопроводительным документам или материальные ценности поступили без документов, приемная комиссия с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации составляет в двух экземплярах акт о приемке материалов (ф. N М-7). Данный акт применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

После приемки ценностей один экземпляр с приложением документов (товарно-транспортных накладных и др.) передают в бухгалтерию организации для учета материальных ценностей, а другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления поставщику.

348. Для контроля за поступлением и оприходованием материальных ценностей в бухгалтерии или отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов (форма N МХ-4), который применяется для регистрации грузов (товарно-материальных ценностей), поступающих в места хранения (на плодоовощные базы, склады, холодильники) различными видами транспортных средств (автотранспортом, железнодорожным, водным, воздушным транспортом и т.д.) за отчетный период (ежемесячно).

Записи производятся уполномоченными работниками по мере поступления товарно-материальных ценностей на основании сопроводительных товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приеме. В случае доставки товаров, грузов по железной дороге, водным транспортом в графе "Примечание" фиксируется время подачи, разгрузки, уборки вагонов (барж), время простоя. Также в этой графе отмечаются данные о коммерческом акте в случаях выявления повреждения или порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе.

349. Аналитический учет продукции и материалов на складах (в кладовых) должен осуществляться по сортам в соответствии с порядком их хранения, вызываемые как условиями производственного потребления, так и требованиями организации складского хозяйства.

Учет МПЗ, находящихся на хранении в складах (кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках учета материалов (ф. N М-17), которые выдаются материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек. В полученных карточках складского учета заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.).

Карточка учета материалов применяется для учета движения продукции и материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

На складе карточки хранятся в специальных картотеках по учетным группам, а внутри группы - в порядке возрастания номенклатурных номеров. Группы и подгруппы отделяются в картотеке разделителями с проставленными на них номерами.

Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. При автоматизации учетных работ указанная выше информация формируется на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.

На складах ведется количественный сортовой учет движения продукции и материалов в установленных единицах измерения, с указанием цены и количества непосредственно материально ответственными лицами (заведующими, складами, кладовщиками и др.).

350. Карточки учета материалов открываются на календарный год. При этом заполняются реквизиты, предусмотренные в карточках: номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты.

Карточки регистрируются бухгалтерской службой организации в специальном реестре (книге), а при автоматизированной обработке - на соответствующем машинном носителе. При регистрации на карточке ставится номер карточки и виза работника бухгалтерской службы.

351. На складах (в кладовых) с небольшой номенклатурой продукции и материалов вместо карточек складского учета материалов допускается ведение учета в оформленных в установленном порядке, книгах складского учета (ф. N 40), при этом предусматриваются реквизиты, указываемые в карточках учета материалов.

Если учет продукции и материалов на складе ведется в книге складского учета, то до передачи ее на склад все страницы книги должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Количество листов в книге заверяется подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного и печатью.

Для каждого аналитического счета (номенклатурный номер) в книге складского учета отводится несколько страниц в зависимости от количества операций по данному виду материальных ценностей. Аналитические счета нумеруются в том же порядке, что и карточки. В открытии книги (карточек) складского учета участвует бухгалтер материального учета. При этом необходимо строго соблюдать установленную классификацию ценностей.

В каждом аналитическом счете предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках складского учета.

В начале или в конце книги помещается оглавление лицевых счетов с указанием номеров лицевых счетов, наименований материальных ценностей с их отличительными признаками и количества листов в книге.

Книги складского учета регистрируются в бухгалтерской службе организации, о чем делается запись в книге с указанием номера по реестру.

Остатки продукции и материалов, записанные в книгу (карточку) на начало года (месяца), заверяются подписью бухгалтера.

Организацией может быть установлен иной порядок оформления книг складского учета.

352. В картотеке (книге) складского учета открываются отдельные карточки (страницы) на сельскохозяйственную продукцию, переходящую с прошлого года, произведенную в отчетном году и покупную. В лимитно-заборных картах, накладных и других расходных документах следует указывать, какой вид продукции и по какой оценке выдается (сумма подсчитывается в бухгалтерии). Также обособленно ведется учет биопрепаратов, медикаментов и химикатов, приобретаемых за счет собственных средств и бюджетных целевых ассигнований.

В месячных отчетах о движении материальных ценностей для продукции с разной оценкой должны отводиться отдельные графы с тем, чтобы по ним контролировать движение продукции, имеющей одинаковую оценку.

353. Учет движения материальных запасов (приход, расход, остаток) на складе (в кладовой) ведется непосредственно материально ответственным лицом (заведующим складом, кладовщиком и др.). После полного заполнения карточки для последующих записей движения материальных запасов открывается второй лист той же карточки и последующие листы. Листы карточки нумеруются и брошюруются (скрепляются).

Второй и последующие листы карточки визируются работником бухгалтерской службы при очередной проверке.

При автоматизации (механизации) учета движения материальных запасов указанные в настоящем пункте формы учетной документации и накопительные регистры оперативного учета могут быть представлены на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.

354. На основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных документов (требований, накладных, товарно-транспортных накладных, других приходных и расходных документов) заведующий складом (кладовщик) делает записи в карточках учета материалов с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели).

В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или составляется их реестр.

Ежедневно на основании оформленных в установленном порядке приходных и расходных документов заведующий складом (нефтескладом и др.) записывает в карточках все операции по приходу и расходу материалов и готовой продукции и выводит остатки.

Разноска из лимитно-заборных ведомостей (карт) в карточки данных об отпуске материалов может производиться по мере закрытия карт, но не позднее последнего числа месяца.

В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу, расходу и остаток.

По истечении календарного года на карточках учета материалов выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки: "остаток перенесен в карточку 200_ года N ..."), брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.

По разрешению главного бухгалтера карточки учета материалов могут вестись (продолжаться) и в следующем календарном году. В необходимых случаях новые карточки могут закрываться и открываться в середине года.

В этом случае первичные учетные документы в установленные сроки представляются (передаются, пересылаются) в соответствующие подразделения организации с реестром сдачи документов, в котором указываются номера и наименования сдаваемых документов.

355. Запись в карточках складского учета данных из ведомостей расхода кормов, лимитно-заборных карт и других документов производится по мере их закрытия, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учета.

При разноске операций в книге (карточках) и на документе должен проставляться порядковый номер записи с начала года, что облегчает выявление ошибочных записей и нахождение необходимых документов.

356. Ошибочные записи в книге (карточках) исправляются путем зачеркивания неправильной цифры или слова (так, чтобы их можно было прочесть) и надписи над ними правильных данных. Все исправления должны быть заверены подписью заведующего складом, а правильность исправлений проверяется и заверяется подписью работника бухгалтерии.

Если фактический остаток материальных ценностей в книге (карточке) складского учета окажется значительно выше или ниже установленной нормы запаса, а также при наличии материальных ценностей, находящихся долгое время без движения, заведующий складом (кладовщик) обязан поставить об этом в известность администрацию сельскохозяйственной организации.

Необходимо иметь в виду, что при оперативно-бухгалтерском методе учета материалов удобнее использовать вместо книг карточки.

357. При ведении в бухгалтерской службе сальдового метода учета материалов работник бухгалтерской службы сверяет все записи в карточках учета материалов с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках. Сверка карточек с документами и подтверждение операций подписью проверяющего могут производиться также в случаях, когда в бухгалтерской службе учет материалов ведется с использованием оборотных ведомостей.

При ведении карточек учета в бухгалтерской службе организации (первый вариант оборотного метода) сверяются карточки бухгалтерской службы со складскими карточками.

358. Работники бухгалтерской службы, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц, осуществлять непосредственно на складах (в кладовых) в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, своевременности и правильности записей в карточках (книге) складского учета, а также полноты и своевременности сдачи исполненных документов в бухгалтерскую службу организации.

Проверку записи операций и выведенных остатков по каждой операции работник бухгалтерии подтверждает своей подписью по соответствующей строке карточки (книги) складского учета. Материально ответственные лица обязаны по требованию работника бухгалтерской службы предъявлять для фактической проверки (в натуре) определенные материальные ценности, особенно дорогостоящие и дефицитные.

359. О результатах произведенных на складах (в кладовых) проверок и выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных лиц, а также принятых мерах работники бухгалтерской службы, проводившие проверки, докладывают главному бухгалтеру организации.

Если при выборочной проверке склада (кладовой) были выявлены недостачи, порча, излишки, они оформляются актом, на основании которого излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются с одновременным учетом их стоимости по счету "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Главный бухгалтер организации по результатам проверок обязан информировать руководителя организации о выявленных недостатках и нарушениях.

360. Работник бухгалтерской службы должен в отдаленно расположенных складах (кладовых) производить проверки в порядке и сроки, установленные главным бухгалтером.

В отдельных случаях, по решению руководителя (гл. бухгалтера), если склады (кладовые) отдельных подразделений организации (филиалов, отделений, бригад, производств, цехов, подсобных хозяйств и т.д.) расположены на отдаленном расстоянии от бухгалтерской службы сельскохозяйственной организации, контроль за правильным документированием операций и за ведением материально ответственным лицом складского учета допускается не на складах, а в бухгалтерии.

Заведующий складом в этом случае обязан представлять в бухгалтерию в установленный срок в двух экземплярах сальдовую ведомость остатков материалов на конец отчетного месяца (ф. N 41) или отчет о движении материальных ценностей.

Ведомость составляется в количественном выражении только по тем материалам, по которым имелось движение в отчетном месяце. Проверка правильности оформления документов и составления ведомостей остатков производится бухгалтерией немедленно по их получении. После проверки один экземпляр ведомости с замечаниями и указаниями возвращается на склад.

Форма сальдовой ведомости, порядок ее составления и периодичность представления устанавливаются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

361. Учетные цены материальных запасов, хранящихся на складах (в кладовых) организации и подразделений, проставляются на карточках учета материалов в бухгалтерии организации.

В случаях изменения учетных цен на карточках делаются дополнительные записи об этом, т.е. указывается новая цена и с какого времени она действует.

В случае применения организацией в качестве учетной цены цен поставщиков или фактической себестоимости материалов:

а) открывается новая карточка учета материалов (ф. N М-17) при каждом изменении цены;

б) учет ведется на одной и той же карточке независимо от изменения цены. В этом случае в карточках по строке "Цена" указывается "Цена поставщика" или "Фактическая себестоимость". Новая цена записывается по каждой операции.

Если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Записи сумм в карточках, как правило, производит работник бухгалтерской службы. Решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера эта работа может быть возложена на лицо, ведущее учет на карточках учета материалов.

362. Периодически в сроки, установленные в организации графиком документооборота, заведующие складами (кладовщики) обязаны сдавать, а работники бухгалтерской службы или иного подразделения организации (например, вычислительного центра) - принимать от них все первичные учетные документы, прошедшие (исполненные) по складам (кладовым) за соответствующий период.

Прием - сдача первичных учетных документов оформляется, как правило, составлением реестра, на котором работник бухгалтерской службы или иного подразделения организации расписывается в получении документов.

Сдача складом лимитно-заборных карт производится после использования лимита. В начале месяца должны быть сданы все карты за прошлый месяц независимо от использования лимита. Если лимитно-заборная карта была выдана на квартал, она сдается в начале следующего квартала, а в начале второго и третьего месяцев текущего квартала сдаются месячные талоны от квартальных карт, если талоны оформлялись.

До сдачи лимитно-заборных карт их данные выверяются с экземплярами карт подразделений организации (при ведении карт в двух экземплярах). Выверка подтверждается подписями заведующего складом (кладовщика) и ответственного работника подразделения организации, получавшего материалы.

363. В промышленных предприятиях АПК заведующие складами (кладовщики) группируют первичные документы за каждые 3 - 5 дней по группам материалов, записывают их в реестр приема (сдачи) документов (ф. N 18) и в установленные сроки сдают в бухгалтерию организации (цеха). В бухгалтерии в присутствии заведующего складом проверяют правильность оформления первичных документов, отражения их в реестре и в карточках складского учета, о чем делают отметку в графе "Контроль". Таким образом, функции заведующего складом сводятся к ведению карточек складского учета и составлению реестра сдачи документов.

В сельскохозяйственных организациях материально ответственные лица ежемесячно на основании первичных документов составляют отчет о движении материальных ценностей и представляют его в двух экземплярах вместе с оправдательными приходными и расходными документами в бухгалтерию. После проверки второй экземпляр отчета возвращается материально ответственному лицу.

364. В отчет о движении материальных ценностей и в отчет о движении горючего и смазочных материалов остатки на начало месяца по каждому номенклатурному номеру переносят из отчетов предыдущего месяца на конец месяца.

Поступление и расход материалов в течение месяца отражаются на основании первичных документов или записей в книге (карточках) складского учета, после чего определяется остаток на конец отчетного месяца. В отчет включаются только продукция и материалы, по которым было движение за отчетный период. Данные об остатках продукции, материалов и их движении записываются в отчет материально ответственным лицом обычно в количественном выражении и подтверждаются его подписью. Таксировка и подсчет итогов в денежном выражении, как правило, производятся в бухгалтерии.

365. В связи с большим количеством наименований запасных частей и ремонтных материалов к тракторам, автомобилям, комбайнам и другим сельскохозяйственным машинам, а также наличием учетных твердых цен для уменьшения технической работы отчеты о движении запасных частей и ремонтных материалов могут составляться на бланках отчета о движении материальных ценностей только в суммовом выражении (без перечисления наименований).

366. При составлении отчета большое значение имеет правильная группировка статей прихода и расхода ценностей, связанная с определенными корреспондирующими счетами. Например, при составлении отчета о движении сельскохозяйственной продукции, учитываемой по счету "Готовая продукция", следует по первой статье расхода показать продажу продукции заготовительным организациям, по второй - прочую продажу, отнесенную на счет "Продажи", далее записать весь расход кормов, учитываемый по счету "Животноводство", затем расход кормов для рабочего скота, учитываемый по счету "Вспомогательные производства", и т.д.

367. Последовательность статей прихода и расхода устанавливает главный бухгалтер с учетом особенностей работы отделений, бригад, ферм, складов и других подразделений.

Количество и содержание статей прихода и расхода в отчете о движении материальных ценностей определяется с учетом характера производственных и хозяйственных операций. Так как детализация некоторых статей расхода имеется в других документах (например, в производственном отчете (лицевом счете), в котором расход каждого вида кормов отражается по учетным группам скота, а расход нефтепродуктов по культурам), то в отчете о движении материальных ценностей эти статьи могут быть показаны одной строкой, т.е. по отрасли в целом.

368. В поступивших отчетах проверяется соответствие данных о движении продукции и материалов сведениям, приведенным в оправдательных документах, приложенных к отчету, после чего производится таксировка отчетов. Так как особенно важным является своевременное и полное оприходование поступающих материальных ценностей, а также их оценка по принятым учетным ценам, в целях контроля за поступлением в бухгалтерии следует ежемесячно составлять ведомость поступления материальных ценностей по каждому балансовому счету отдельно на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, приемных актов и других документов.

369. Поступившие от поставщиков материалы, на которые к концу месяца не получены счета-фактуры (неотфактурованные поставки), записываются в ведомость в конце каждого месяца.

Данные ведомости ежемесячно сверяются с показателями отчета материально ответственных лиц. После проверки отчет подписывается принимающим его бухгалтером с указанием количества принятых приходных и расходных документов и подтверждением правильности определения остатков на конец отчетного месяца. Исправления в отчете заверяются подписями материально ответственного лица и бухгалтера.

370. Складской учет материальных запасов может вестись при помощи средств вычислительной техники. В этом случае оператором (кладовщиком) вводится информация (реквизиты), предусмотренная в карточках складского учета, и данные первичных учетных документов непосредственно в средства вычислительной техники.

За определенные промежутки времени, но не реже одного раза в месяц, составляется оборотная ведомость (машинограмма) по движению материальных ценностей, в которой отражаются:

- номера лицевых счетов;

- номенклатурные номера (если они имеются);

- наименования материальных ценностей и их отличительные признаки;

- единица измерения;

- цена;

- остаток на начало отчетного периода;

- приход за отчетный период;

- расход за отчетный период;

- остаток на конец отчетного периода.

В графах "приход за отчетный период" и "расход за отчетный период" отражаются операции, а также итоги по приходу и расходу. В оборотной ведомости в указанных графах могут отражаться только итоговые данные по приходу и расходу. В этом случае при необходимости делаются отдельные распечатки оборотов по каждому номенклатурному номеру с указанием каждой операции по приходу и расходу.

Кроме того, при необходимости отдельно могут составляться сальдовые ведомости с указанием остатков материальных запасов на определенные даты (т.е. без указания оборотов).

При ведении складского учета автоматизированным способом карточки учета материалов могут не вестись.

371. При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах (кладовых) организации и подразделений вместо карточек (книг) складского учета вести месячные материальные отчеты.

В месячном материальном отчете отражаются данные (реквизиты), которые имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток на конец месяца. При этом для записи операций по приходу и по расходу могут отводиться несколько граф, в том числе для отражения сведений о поступлении материалов (от поставщиков, от других складов и подразделений организации и т.д.), отпуск (производственным подразделениям, обслуживающим производствам и хозяйствам, для продажи и т.д.) и (или) для каких целей.

В месячных материальных отчетах обычно отражают материалы, по которым имелось движение (приход или расход) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада (кладовой).

В материальных отчетах указывается также сумма (по приходу, расходу и остаткам) материальных ценностей. Сумма заполняется (таксировка) бухгалтерской службой организации или заведующим складом (кладовщиком).

Материальные отчеты с приложением всех первичных документов представляются в бухгалтерскую службу организации в установленные в организации сроки. Перечень складов (кладовых), на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

372. В организациях, имеющих службу внутреннего аудита, функции по контролю движения материальных ценностей на складах организации и других местах хранения или часть этих функций может выполняться указанной службой. По решению руководителя организации указанная работа может осуществляться и аудиторской организацией в процессе оказания ею аудиторских услуг.

373. В сельскохозяйственных организациях учет продукции и материалов может быть организован оперативно-бухгалтерским методом. Сущность оперативно-бухгалтерского метода учета товарно-материальных ценностей состоит в том, что бухгалтерский и складской учет материальных ценностей объединяются в единый оперативно-бухгалтерский учет. При этом в конце каждого месяца на основании данных первичных учетных документов и записей в карточках учета материалов (ф. N М-17) материально ответственные лица составляют "Отчет о движении материальных ценностей", по нефтепродуктам составляется "Отчет о движении горючего и смазочных материалов". Данные отчеты складов и других пунктов хранения продукции и материалов, в которых указываются остатки и движение продукции и материалов (после проверки и приемки бухгалтерией), заменяют регистры аналитического учета. Количественный учет на складах ведется материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета.

Бухгалтерия осуществляет учет продукции и материалов в денежном выражении по планово-учетным ценам в разрезе синтетических субсчетов, мест хранения (складов, кладовых), материально ответственных лиц, групп продукции и материалов, их номенклатурных номеров.

Применение оперативно-бухгалтерского метода устраняет дублирование записей на складах и в бухгалтерии, ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению средней себестоимости материальных ценностей, обеспечивает своевременное получение сведений об остатках продукции и материалов, расширяет возможность применения компьютерной техники и технологий по составлению учетных регистров, устраняет отставание аналитического учета материальных ценностей от синтетического учета, в результате чего счетные работники получают возможность уделять больше внимания контролю за организацией хранения и учета материальных ценностей непосредственно на местах.

374. Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).

При данном варианте карточки учета материалов в конце каждого месяца передаются в бухгалтерскую службу по реестру и после обработки (составления соответствующих учетных регистров) возвращаются на склад.

При использовании средств вычислительной техники карточки передаются на вычислительный центр и после ввода данных возвращаются на склад.

При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа.

Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.

375. Бухгалтерская служба организации обязана:

а) производить сверку отчетов подразделений организации с данными складского учета организации, а также с данными бухгалтерской службы, при выявлении расхождений производятся соответствующие исправления. О внесенных исправлениях уведомляются склады, цехи и другие подразделения, в которых установлены расхождения. В отчеты, карточки учета материалов и другие учетные документы вносятся соответствующие исправления. При осуществлении бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники указанные исправления должны быть внесены в используемую информационную базу;

б) регулярно контролировать правильность ведения учета материальных ценностей на складах, в цехах и других подразделениях.