Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Указ Президента РФ от 31.07.1992 N 810 "О связи в Российской Федерации"

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ

от 31 июля 1992 г. N 810

О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях установления правовых, организационных, экономических принципов создания и деятельности связи в Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Временное положение о связи в Российской Федерации.

2. Поручить Правительству Российской Федерации разработать проект закона Российской Федерации "О связи" для внесения на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия закона Российской Федерации "О связи".

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 31 июля 1992 г. N 810

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Настоящее Временное положение устанавливает права и обязанности государства, предприятий, учреждений, организаций и других юридических и физических лиц в сфере создания, управления, пользования и распоряжения средствами связи, оказания услуг связи, а также общие принципы ответственности за нарушение законодательства о связи.

Временное положение защищает интересы пользователей услугами связи, а также владельцев систем и средств электрической и почтовой связи.

-----------------

<*> Далее Временное положение

1. Назначение связи

Связь является составной частью хозяйственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности и правопорядка, а также хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Связь совместно со средствами вычислительной техники составляет техническую базу информатизации общества.

2. Электрическая связь

Электрическая связь (электросвязь) включает сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную факсимильную связь, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая межмашинный обмен между ЭВМ, а также телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания по проводной, радио, оптической и другим электромагнитным системам.

Основой электрической связи в Российской Федерации является взаимоувязанная сеть связи (ВСС), представляющая собой комплекс государственной, ведомственных и других сетей электросвязи на территории России, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и другим владельцам, независимо от форм собственности (кроме выделенных сетей и средств электросвязи Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а также не имеющих выхода на ВСС сетей и средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения).

Координация развития сетей и средств связи ВСС осуществляется Государственной комиссией по электросвязи при Министерстве связи Российской Федерации (ГКЭС России) в порядке, установленном Положением об этой Комиссии.

Строительство, реконструкция и техническое перевооружение государственных и иных сетей электросвязи, входящих в ВВС, осуществляются по согласованным с ГКЭС России техническим условиям.

3. Почтовая связь

Почтовые предприятия, расположенные в Российской Федерации, составляют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями. Свобода почтовых отправлений и транзита гарантируется на всей территории Российской Федерации.

Почтовая связь представляет собой единую технологическую сеть предприятий связи и транспортных средств, обеспечивающих прием, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати.

К почтовой связи относятся также фельдъегерско-почтовая связь Вооруженных Сил, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации при Министерстве связи Российской Федерации (курьерская правительственная связь), личный состав которой состоит в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации, и служба специальной связи Министерства связи Российской Федерации.

Государство оказывает экономическую поддержку в развитии почтовой связи страны, осуществляет социальную и правовую защиту ее работников.

4. Ведомственная связь, связь других юридических

и физических лиц

Предприятия, учреждения, организации соответствующих министерств и ведомств, иные юридические и физические лица, включая иностранных граждан, имеют право создавать и эксплуатировать для удовлетворения производственных и других нужд, а также потребностей населения собственные виды связи.

Министерство связи Российской Федерации, министерства и ведомства, а также другие юридические и физические лица, в ведении которых находятся предприятия связи, обеспечивают соответствие технических средств и сооружений связи, входящих в ВСС или имеющих выход на ВСС, установленным правилам и техническим нормам.

5. Правовое регулирование и нормативные акты

в области связи

Правовые отношения в области связи в государстве регулируются законами Российской Федерации и иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Президиума Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Временным положением.

Нормативные акты, издаваемые Министерством связи Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, другими министерствами и ведомствами в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам эксплуатации и надежного функционирования ВСС, действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для пользователей и предприятий связи, независимо от форм собственности.

Если международными договорами Российской Федерации, действующими на территории России, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Временным положением, то применяются правила соответствующего международного договора.

6. Собственность на сети и средства связи

На территории Российской Федерации предприятия связи создаются и функционируют на основе многообразия и равенства форм собственности и свободной конкуренции.

Сети и средства связи могут находиться в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц, включая иностранных граждан. Государственные предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе находятся, и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности.

Изменение форм собственности на федеральные сети и средства связи производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, федеральными договорами (соглашениями в отношении собственности) между Правительством Российской Федерации и республиками в составе Российской Федерации.

Приватизация государственных предприятий связи производится по решению Правительства Российской Федерации на основе государственных программ приватизации.

Государство оказывает поддержку новым экономическим структурам, направленную на ограничение монополистической деятельности в отрасли.

7. Управление связью

Государственное управление в области связи осуществляется Правительством Российской Федерации через Министерство связи Российской Федерации, которое несет ответственность в пределах своей компетенции за состояние и развитие всех видов связи.

Управление государственными предприятиями связи осуществляется Министерством связи Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся предприятия связи, в объемах делегированных им функций, определяемых положениями об этих министерствах и ведомствах.

Управление негосударственными предприятиями связи осуществляется собственниками этих предприятий.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Министерством связи Российской Федерации осуществляется централизованное управление сетью связи государства.

Организационно-техническое построение ВСС должно обеспечить возможность централизованного управления.

Министерство связи Российской Федерации осуществляет государственный технический надзор за средствами и сетями связи.

Порядок использования ВСС в интересах обороны и при чрезвычайных ситуациях определяется отдельными законодательными актами.

8. Регулирование использования радиочастотного спектра и

позиций спутников на геостационарной орбите

Регулирование использования радиочастотного спектра и позиций спутников на геостационарной орбите является исключительным правом государства.

Разработка и реализация политики процедур, обеспечивающих распределение радиочастотного спектра, эффективное использование радиочастот и орбиты геостационарных спутников в соответствии с интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и соглашений, проводится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации в порядке, установленном Положением об этой Комиссии.

Средства связи, телевидения и иные технические средства, являющиеся источником электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работа по электромагнитной совместимости, контроль за использованием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также контроль за помехами, мешающими теле- и радиоприему, осуществляются подведомственными Министерству связи Российской Федерации органами Государственной инспекции электросвязи.

9. Приоритет использования связи

Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, на земле, в воздухе и в космическом пространстве, а также эпидемиологическим сообщениям исключительной срочности.

При стихийных бедствиях, карантинах и других чрезвычайных обстоятельствах, установленных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от их принадлежности.

10. Право пользования связью

Любые юридические и физические лица, включая иностранных граждан, на территории Российской Федерации имеют право передавать сообщения по сетям связи. Для всех лиц устанавливаются одинаковые условия обслуживания (за исключением случаев, указанных в пунктах 9 и 16 настоящего Временного положения).

Юридические и физические лица имеют право подключения к государственным сетям связи своих сетей связи и оконечных устройств.

Допускается подключение к сетям только сертифицированных в установленном порядке типов оконечных устройств, которые не должны причинять вреда техническим сооружениям и персоналу.

11. Защита прав пользователя

Защита прав пользователя по предоставлению услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и их исполнителях, государственная и общественная защита интересов пользователей, а также механизм реализации этих прав регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя". При регулировании отношений по защите прав пользователей услугами связи законодательством республик в составе Российской Федерации нормы этого законодательства не могут ограничивать права пользователей и гарантии их защиты, установленные упомянутым Законом.

12. Лицензирование и сертификация в области связи

Виды деятельности юридических и физических лиц, связанные с предоставлением услуг связи (кроме выделенных сетей электросвязи Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а также не имеющих выхода на ВСС сетей и средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения), осуществляются на основе специальных разрешений (лицензий).

Ни одно юридическое или физическое лицо не имеет права создавать новую линию связи или расширять границы старой, приобретать и осуществлять управление сетями и средствами связи до тех пор, пока не будет получено разрешение (лицензия).

Право выдачи специальных разрешений (лицензий) предоставляется Министерству связи Российской Федерации. Лицензии на осуществление деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания выдаются Министерством связи Российской Федерации по согласованию с Министерством печати и информации Российской Федерации и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией.

Виды деятельности и порядок выдачи лицензий, включая определение размеров взимания платы за лицензии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация средств связи на право использования в ВСС производится Министерством связи Российской Федерации через специально выделенные для этих целей предприятия, аккредитованные в Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, на основании утвержденных стандартов и иных норм и технических требований.

За осуществление деятельности по связи без лицензии (или с нарушением порядка ее использования) юридические лица несут ответственность в соответствии с установленными министерствами и ведомствами по решениям Правительства Российской Федерации порядками лицензирования указанных видов деятельности.

13. Использование земель, водного и воздушного

пространства и проведение работ по развитию сетей связи

Землями связи признаются земли, предоставляемые в пользование или аренду владельцам сетей и средств связи, а также в пожизненное наследуемое владение, если владельцем сетей и средств связи является частное лицо, для осуществление возложенных на них задач.

Порядок выделения земель, установления охранных зон и создания просек, их размеры и режимы пользования определяются законодательством Российской Федерации.

Размеры земельных участков, включая охранные зоны и просеки, предоставляемых предприятиям связи, определяются нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документации, утвержденными в установленном порядке.

Предприятия связи осуществляют строительство зданий и сооружений связи на земельных участках в соответствии с законодательством, а также на крышах зданий, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, туннелях метрополитена и железных дорог и в других инженерных сооружениях по согласованию с собственниками либо арендаторами этих земельных участков, зданий и сооружений.

Переустройство и перенос сооружений связи, вызываемые новым строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов и отдельных зданий, переустройством дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком строительства в соответствии с действующими стандартами по техническим условиям владельцев сетей и средств связи. При этом увеличение мощности средств связи осуществляется за счет их владельца.

14. Защита и охрана средств, сооружений связи и

радиочастотного спектра

Средства, сооружения связи и радиочастотный спектр находятся под защитой государства.

Порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лицо, допустившее повреждение средств, сооружений связи, нарушение установленного порядка использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающее ненормированные помехи радиоприему, привлекается к ответственности, установленной действующим законодательством.

Правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономной области и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обязаны незамедлительно оказать предприятиям связи содействие в ликвидации аварий, вызванных стихийными бедствиями и чрезвычайными происшествиями и в быстрейшем восстановлении связи, выделяя в необходимых случаях рабочую силу, транспортные и иные средства с оплатой за счет соответствующих предприятий связи.

15. Тайна переписки, телефонных переговоров,

телеграфных и иных сообщений

Тайна переписки, телефонных переговоров и документальных сообщений охраняется законом.

Работники связи обязаны неукоснительно соблюдать тайну переписки лиц, пользующихся услугами связи, не нарушать тайну телефонных переговоров, телеграфных сообщений, а также не должны разрешать производить это другим лицам, если иное не предусмотрено законом.

Работники связи, должностные и другие лица, допустившие нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Взаимодействие с органами исполнительной власти,

предприятиями, учреждениями и организациями при

строительстве и реконструкции сооружений связи,

предназначенных для обслуживания населения

При проектировании и развитии населенных пунктов, отдельных жилых районов и массивов, общественных зданий, сооружений и жилых домов органы исполнительной власти и проектные организации обязаны предусматривать в соответствии с действующими нормами строительство отдельных зданий для размещения предприятий связи.

Органы исполнительной власти обязаны предоставлять предприятиям связи в городах, поселках городского типа и на селе в аренду в существующих или строящихся жилых и административных зданиях специальные помещения, соответствующие нормам технологического проектирования, утвержденным Министерством связи Российской Федерации.

17. Льготы и преимущества при пользовании связью

Для определенной категории должностных лиц Российской Федерации, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, международных организаций, а также определенного контингента граждан могут устанавливаться преимущества при пользовании почтовой и электрической связью.

Перечень этих должностных лиц и категорий граждан и порядок пользования связью определяются на основании законодательных актов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а также международными соглашениями.

Для отдельных категорий граждан Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти могут устанавливаться льготы в части предоставления, пользования и оплаты услуг связи.

18. Тарифы на услуги связи

Тарифы на услуги связи устанавливаются предприятиями связи самостоятельно или на договорной основе.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации по отдельным видам услуг связи, оказываемым государственными предприятиями, тарифы регулируются государством.

При установлении льгот по оплате услуг связи возмещение недополученных сумм доходов производится органами либо юридическими лицами, устанавливающими льготы.

19. Использование транспортных средств

Владельцы железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, предоставляют предприятиям связи преимущественное право на использование транспортных средств для перевозки почты по назначению, а также аварийно-восстановительных команд и технических средств с оплатой за счет средств соответствующих предприятий связи.

Транспортные средства, принадлежащие предприятиям связи, без их согласия не могут быть использованы для проведения работ, не относящихся к их деятельности.

20. Издание знаков почтовой оплаты

Исключительное право на издание знаков почтовой оплаты от имени Правительства Российской Федерации предоставляется Министерству связи Российской Федерации.

Министерство связи Российской Федерации устанавливает образцы и достоинство знаков почтовой оплаты, определяет тиражи и тематику почтовых марок, организует издание и распространение знаков почтовой оплаты, открыток и конвертов с почтовыми марками.

21. Использование языков в деятельности предприятий связи

На сетях государственной связи Российской Федерации служебное делопроизводство и общение осуществляются на русском языке.

На русском языке обеспечиваются служебные взаимоотношения государственных предприятий с владельцами средств связи на территории Российской Федерации.

На предприятиях связи предоставление услуг связи должно осуществляться на государственном языке Российской Федерации - русском, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, - на русском, а также на государственных языках этих республик в соответствии с их законодательством.

Почтовые отправления и адреса телеграмм, пересылаемых в пределах Российской Федерации, должны оформляться на русском языке, а пересылаемых в пределах республики в составе Российской Федерации могут оформляться на государственном языке при условии повторения адреса на русском языке.

Текст телеграммы должен быть написан буквами русского или латинского алфавита на любом языке.

Международные сообщения почты и электросвязи обрабатываются на языках, определяемых двусторонними соглашениями, а также положениями международных договоров Российской Федерации.

22. Учетно-отчетное время в отрасли связи

В технологических процессах передачи сообщений и информации на предприятиях связи, независимо от их расположения на территории Российской Федерации, применяется единое учетно-отчетное время - московское.

В международной связи учетно-отчетное время определяется международными договорами.

23. Ответственность сторон

Юридические и физические лица, предоставляющие или пользующиеся услугами связи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения действующего законодательства Российской Федерации, нормативных документов Министерства связи Российской Федерации и других министерств и ведомств, договорных обязательств несут материальную и иные установленные законодательством виды ответственности.

Государственные предприятия связи несут материальную ответственность за утрату, повреждение ценных отправлений в размере объявленной ценности, за искажения телеграммы, изменившие ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму.

Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными предприятиями связи обязанностей по пересылке или доставке иных почтовых отправлений определяется гражданским законодательством и Правилами, разработанными Министерством связи Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, утвержденными Правительством Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта).

24. Претензии и иски

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при оказании услуг связи отправитель или адресат вправе предъявить предприятиям связи, оказывающим эти услуги, претензию, в том числе и о возмещении ущерба, в течение шести месяцев со дня подачи на предприятие связи почтового или телеграфного отправления.

В этот же срок могут быть предъявлены претензии по доставке подписных изданий на газеты со дня окончания подписного месяца, на журналы и другие периодические издания - со дня получения подписчиком номера журнала или другого издания.

Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажениями телеграммы, могут быть предъявлены государственным предприятиям связи в течение месяца со дня подачи телеграммы.

Предприятия связи обязаны рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о ее признании или отклонении в следующие сроки:

по иногородним почтовым отправлениям - в течение 2 месяцев;

по местным почтовым отправлениям - в течение 5 дней;

по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания - в сроки, определенные договорами.

При отклонении претензии полностью или частично или неполучении ответа в течение указанных на ее рассмотрение сроков заявитель имеет право в соответствии с гражданским законодательством предъявить иск в народный или арбитражный суд.

Претензии и иски в народный или арбитражный суд могут предъявляться как к предприятию связи, принявшему почтовое или телеграфное отправление, так и к предприятиям связи по месту назначения отправлений.

Претензии и иски в связи с неполучением периодических изданий предъявляются к предприятиям связи, принявшим подписку.

К претензионному заявлению должна быть приложена квитанция предприятия связи, выданная при оказании услуги. Доказательством предъявления предприятию связи претензии являются полученный от него ответ, расписка в принятии заявления (претензии) или почтовая квитанция на его отправку.

25. Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха

Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха работников связи регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации и другими законодательными актами.

26. Международное сотрудничество

В международной деятельности Министерство связи Российской Федерации выступает как Администрация связи России и в пределах возложенных на него полномочий представляет и защищает интересы Российской Федерации в области электрической и почтовой связи при взаимодействии с администрациями связи других стран, международными организациями связи, а также координирует эти виды деятельности всех юридических и физических лиц.