Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

13.10. Поиск и спасание с использованием поисково-спасательных воздушных судов

13.10.1. После взлета и набора заданной высоты на поисково-спасательном воздушном судне:

включается бортовой комплекс поисковой аппаратуры;

не прекращая радиосвязи с органом ОВД (управления полетами), включается на прослушивание аварийного сигнала;

осуществляется регулярный доклад органу ОВД (управления полетами) о результатах поиска.

13.10.2. Выход в район поиска осуществляется с использованием всех средств навигации, а также:

при работе аварийного радиомаяка - с помощью радиотехнических средств поиска;

при наличии радиосвязи с потерпевшими бедствие - по их целеуказанию;

если над местом бедствия находится другое воздушное судно - по его целеуказанию или используя командную радиостанцию как привод;

по командам органа ОВД (управления полетами);

при отсутствии вышеперечисленной информации - визуально.

13.10.3. Радиотехнический поиск является основным видом поиска.

Для увеличения дальности обнаружения объекта бедствия радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот: для самолетов - 6000 - 8100 м, для вертолетов - 600 - 1200 м.

13.10.4. О месте и времени пролета поисково-спасательным воздушным судном аварийного радиомаяка (радиобуя) докладывается органу ОВД (управления полетами) и запрашивается разрешение на снижение для визуального обнаружения потерпевших бедствие.

13.10.5. Если в результате обследования района поиска с помощью радиотехнических средств потерпевшие бедствие не обнаружены и связь с ними не установлена, с разрешения органа ОВД (управления полетами) проводится визуальный поиск.

13.10.6. Предельные сроки радиотехнического поиска приведены в приложении N 3 к Административному регламенту.

13.10.7. Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью палетки с сеткой визуального поиска. Палетка должна находиться на борту каждого поисково-спасательного воздушного судна. Разбивку района поиска на квадраты проводит пункт управления, непосредственно руководящий ПСР.

13.10.8. Район поиска разбивается на квадраты размером 20 x 20 км согласно палетке с сеткой визуального поиска. При необходимости квадраты 20 x 20 км могут разбиваться на 4 квадрата 10 x 10 км. Очередность обследования района поиска по квадратам указывается экипажу поисково-спасательного воздушного судна перед вылетом или сообщается по радио в полете.

13.10.9. Решение на визуальный поиск оформляют на картах масштаба 1:200 000.

13.10.10. При использовании палетки с сеткой визуального поиска необходимо:

совместить поперечную ось палетки с северным направлением истинного меридиана;

совместить центр палетки с характерным ориентиром, определенным пунктом управления ПСР;

пронумеровать полученные на карте квадраты в соответствии с нумерацией палетки (по вертикали - А, Б, В, Г, Д и т.д. от центра; по горизонтали - 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. вправо от центра).

13.10.11. В визуальном поиске потерпевших бедствие принимает участие весь экипаж поисково-спасательного воздушного судна, а также находящийся на борту личный состав СПДГ. При поиске над горной, пустынной местностью, над тайгой, над водной поверхностью решением руководителя ПСР на борту воздушного судна могут находиться наблюдатели.

13.10.12. При визуальном поиске полет выполняется на высоте 500 - 600 (для вертолетов 200 - 300) метров над рельефом местности (препятствиями, водной поверхностью). Высота полета может изменяться в зависимости от особенностей района поиска, метеорологических условий, уровня подготовки экипажа поисково-спасательного воздушного судна и характера объекта поиска.

13.10.13. Выполняя визуальный или радиотехнический поиск, обеспечивается сплошной просмотр заданного района поиска с перекрытием 25%. Для этого рекомендуется выдерживать следующие расстояния между галсами:

над лесом - 1 км, над густым лесом - 0,5 км;

над открытой местностью - 2 км.

13.10.14. Для выдерживания заданных маршрутов осмотра местности могут использоваться дымовые шашки или радиомаяки.

13.10.15. Визуальный поиск над густым лесом начинается с полета на большой высоте, обеспечивающей общий осмотр заданного района с целью обнаружения очагов пожара или дымов, а также для прослушивания сигналов аварийных радиостанций или установления связи с экипажем воздушного судна, потерпевшим бедствие.

13.10.16. Расстояние между галсами осмотра местности устанавливается не более двух высот полета. На участках местности с густой растительностью может выполняться дополнительный осмотр (с виража) или уменьшается расстояние между галсами и снижается высота поиска до установленной командиром (начальником) или пунктом управления ПСР, но не ниже минимальной безопасной высоты в данном районе.

13.10.17. При выполнении полетов на поиск в горах осуществляется осмотр ущелий, долин, горных рек. Осмотр горных вершин производится со всех сторон.

13.10.18. При установлении связи с потерпевшими бедствие запрашивается информация о месте и характере бедствия, о состоянии здоровья и необходимой помощи, включается аварийная радиостанция в режим "Маяк", производится обозначение места бедствия с использованием сигнальных или подручных средств.

13.10.19. При обнаружении места бедствия:

докладывается в КЦПС или в орган ОВД (управления полетами);

сообщается потерпевшим бедствие по радио или эволюциями воздушного судна, что они обнаружены (сигналы для обмена информацией при ПСР приведены в приложении N 6 к Административному регламенту);

определяются координаты места бедствия по карте;

обозначается место бедствия с помощью средств, имеющихся на борту воздушного судна;

при отсутствии маркировочных средств принимаются все меры, чтобы обнаруженный объект не был потерян (записать время и курс полета, выполнить стандартный разворот или встать в вираж, набрать необходимую высоту и уточнить свое место с помощью наземных радиолокационных средств, пеленгаторов, приводных радиостанций и других средств);

обеспечивается наведение других поисково-спасательных средств на место бедствия.

13.10.20. Если потерпевшим бедствие требуется срочная помощь, а выполнить посадку на вертолете невозможно, производится десантирование СПДГ и аварийно-спасательного имущества и снаряжения.

13.10.21. Решение о десантировании СПДГ принимает командир поисково-спасательного воздушного судна.

13.10.22. С поисково-спасательного воздушного судна сообщаются по радио на пункт управления:

время обнаружения и координаты места бедствия;

наблюдаемое состояние и положение воздушного судна, наличие и видимое состояние членов экипажа и пассажиров;

информация, переданная потерпевшим бедствие по радио или с помощью визуальных сигналов;

погода в районе бедствия;

данные о рельефе и состоянии земной (водной) поверхности (волнении моря, ледовой обстановке), на которой находятся воздушное судно и люди, потерпевшие бедствие;

тип и расположение наземных средств передвижения, которые могут быть использованы (железнодорожный, водный, автомобильный, гужевой);

сведения о проходимости местности;

меры, которые уже были предприняты для оказания помощи;

данные о нанесенном ущербе.

13.10.23. Дальнейшие действия проводятся в соответствии с указаниями органа ОВД (управления полетами).

13.10.24. При возможности выполнения посадки вертолета, выбрав площадку для посадки, сообщаются органу ОВД (управления полетами) ее координаты и запрашивается разрешение на посадку.

13.10.25. При отсутствии радиосвязи с органом ОВД (управления полетами) самостоятельно выбирается способ эвакуации потерпевших бедствие с учетом размеров площадки, препятствий на подходах, направления и скорости ветра и других факторов.

13.10.26. Подбор и посадка на площадку выполняются самостоятельно в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации.

13.10.27. После посадки вертолета организуются оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их на ближайший аэродром или в лечебное учреждение.

13.10.28. Доврачебная помощь оказывается непосредственно на месте бедствия, а при невозможности оказания ее на месте - в ближайших лечебных учреждениях.

13.10.29. При пожаре на воздушном судне, потерпевшем бедствие, после посадки немедленно проводится эвакуация людей, в первую очередь раненых, и одновременно принимаются меры к ликвидации пожара.

13.10.30. При обнаружении экипажа или пассажиров воздушного судна, потерпевшего бедствие над водной поверхностью, производится маркирование места бедствия с помощью средств, имеющихся на борту.

13.10.31. При невозможности выполнить посадку на воду производится десантирование СПДГ.

13.10.32. Десантирование из поисково-спасательного вертолета может выполняться парашютным способом, беспарашютным десантированием с режима висения с помощью спусковых устройств или лебедкой, а также на воду с высоты 6 - 8 м на скорости не более 30 км/час.

13.10.33. Подъем людей над сушей и водной поверхностью на борт поисково-спасательного вертолета в режиме висения производится при участии авиационных спасателей. Перед спуском спасателей на воду сбрасываются плавсредства, а спасатели надевают гидрокостюмы и спасательные жилеты.

13.10.34. Порядок подъема потерпевших бедствие определяет командир поисково-спасательного вертолета в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации.

13.10.35. В случае невозможности десантирования СПДГ, эвакуации потерпевших бедствие посадочным способом или с режима висения им сбрасываются укладки с аварийно-спасательным снаряжением и специальными грузами для обеспечения их жизнедеятельности.

13.10.36. Наведение кораблей, судов в район бедствия осуществляется по радио, а при отсутствии радиосвязи - посредством установленных визуальных сигналов.

13.10.37. Если воздушное судно, потерпевшее бедствие, затонуло, с максимально возможной точностью обозначается место бедствия с помощью средств, имеющихся на борту, или осуществляется привязка этого места к характерным ориентирам.

13.10.38. О месте затопления воздушного судна, потерпевшего бедствие, и сбросе маркировочных средств докладывается органу ОВД (управления полетами).

При этом поисково-спасательное воздушное судно находится над объектом до получения указаний о последующих действиях.

13.10.39. После выполнения ПСР о результатах докладывается руководителю организации.