I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
I. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Атомная отрасль Российской Федерации, активное формирование которой начиналось в 40 - 50-х годах XX века в интересах обороны, в настоящее время играет определяющую роль в обеспечении обороноспособности страны и ее энергообеспечении, представляет собой высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке отрасль. Наличие полного комплекса ядерных технологий является признаком технологического развития страны. При этом необходимым условием применения и развития ядерных технологий является обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Мировой и отечественный опыт показывают, что снижение требований к уровню обеспечения ядерной и радиационной безопасности приводит к масштабным и долговременным негативным последствиям. Обеспечение безопасности развивающейся атомной энергетики и промышленности способствует эффективному использованию атомной энергии в других сферах деятельности, в том числе в геологоразведке и добыче полезных ископаемых, науке и медицине.
Программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее - Основы государственной политики), утвержденными Президентом Российской Федерации, определено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.
Основными направлениями обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются безопасное функционирование объектов использования атомной энергии на всех этапах их жизненного цикла и развитие государственных систем управления и регулирования в данной сфере деятельности.
На протяжении десятилетий шло накопление проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, главным образом при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также проблем, связанных с выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов. В последние годы на обеспечение ядерной и радиационной безопасности в отношении ядерно и радиационно опасных объектов, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, ежегодно расходуется свыше 20 млрд. рублей собственных средств организаций. До настоящего времени фактически отсутствовал эффективный подход к решению накопившихся проблем. Значительные усилия были предприняты только в отношении утилизации атомных подводных лодок. В данный момент эти работы ведутся в рамках федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 - 2010 годы)".
К настоящему времени в мире (США, Великобритания и другие страны) имеется опыт решения проблем, связанных с реализацией ядерных оборонных и энергетических программ. В последние 15 - 20 лет ведущими ядерными государствами начали осуществляться масштабные государственные программы по ликвидации наследия гонки вооружений, в том числе по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и реабилитации радиационно загрязненных территорий. На эти цели выделены десятки миллиардов долларов. Уже в 80-х годах прошлого века в некоторых ядерных государствах были сформированы накопительные фонды для безопасного длительного хранения отработавшего ядерного топлива, окончательной изоляции радиоактивных отходов и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов.
Принципиальным выводом, который можно сделать на основе мирового опыта, является необходимость определяющей роли государства в решении проблем, возникших в результате гонки вооружений, а также активного участия бизнеса в создании эффективной системы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
В целях решения приоритетных задач по обеспечению ядерной и радиационной безопасности была разработана федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы.
Общий объем финансирования указанной программы за счет средств федерального бюджета составил 943,2 млн. рублей. Государственные капитальные вложения в размере 293,6 млн. рублей направлялись на создание объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, их утилизации и захоронению. В рамках этой программы был выполнен большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Осуществлена деятельность по оценке и анализу ситуации с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, результаты которой нашли отражение в Основах государственной политики. Получили развитие такие системы, необходимые для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности, как система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки в Российской Федерации и ряд других. В целом реализация программы позволила достичь прогресса в решении общих научных и технологических задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности, но не изменила ситуацию в данной области, так как не были созданы действенный инструментарий и соответствующие условия для эффективного решения этих задач в будущем.
Современная ситуация в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности характеризуется 3 ключевыми факторами:
необходимостью формирования государственной системы обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
наличием ядерно и радиационно опасных объектов оборонно-промышленного комплекса, не отвечающих современным требованиям ядерной и радиационной безопасности (далее - ядерное наследие), представляющих угрозу национальной безопасности;
признанием необходимости решения накопившихся проблем на государственном уровне и недопустимости их дальнейшего откладывания.
Масштаб этих проблем в Российской Федерации характеризуется следующими причинами:
остановлены, но не выведены из эксплуатации ядерно и радиационно опасные объекты Федерального агентства по атомной энергии (4 блока атомных электростанций, 10 промышленных уранграфитовых реакторов и свыше 110 ядерно и радиационно опасных объектов иного назначения), Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства морского и речного транспорта и других федеральных органов исполнительной власти (до 50 объектов);
не обеспечена надежная изоляция от окружающей среды на некоторых приповерхностных хранилищах радиоактивных отходов. Требуется их приведение в безопасное состояние и создание новых пунктов захоронения радиоактивных отходов;
не изолированы от окружающей среды большие объемы радиоактивных отходов (Теченский каскад водоемов, бассейны-отстойники и хвостохранилища организаций ядерного топливного цикла);
накоплено свыше 18500 тонн отработавшего ядерного топлива. Близкими к критическим являются показатели заполнения хранилищ отработавшего ядерного топлива на атомных электростанциях с реакторами типа РБМК и ЭГП-6, пристанционных хранилищ радиоактивных отходов;
источники ионизирующего излучения используются более чем в 15900 организациях, что существенно повышает их уязвимость в отношении террористических угроз;
не получили нормативного, правового и технологического решения проблемы реабилитации объектов, образованных ядерными взрывными технологиями (объекты мирных ядерных взрывов);
не реализованы в полной мере некоторые требования международных актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, ратифицированных Российской Федерацией;
перешагнули 50 - 60-летний рубеж и требуют незамедлительной модернизации инженерные системы некоторых ядерно и радиационно опасных объектов.
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (далее - Программа) призвана обеспечить создание всех необходимых условий, при которых ядерная и радиационная безопасность будет обеспечиваться на долгосрочную перспективу.
Реализация комплекса мероприятий Программы должна обеспечить создание необходимых предпосылок для:
повышения уровня и качества жизни населения;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей