11.10. Определение устойчивости сцепа с опиранием длинномерного груза на два вагона

11.10. Определение устойчивости сцепа с опиранием длинномерного груза на два вагона.

Поперечную устойчивость проверяют в случае, когда общий центр тяжести грузонесущих вагонов сцепа с грузом находится на высоте от уровня головки рельса более 2300 мм или площадь наветренной поверхности этих вагонов с грузом превышает 80 м2.

о

Высоту H общего центра (рис. 51 настоящей главы) определяют

цт

по формуле:

в тур

Q h + 2(Q H + Q h )

о гр цт т цт тур цт

H = ----------------------------, (77)

цт Q + 2(Q + Q )

гр т тур

где: Q - масса груза, тс;

гр

Q - тара вагона, т;

т

Q - масса комплекта турникетных опор, т;

тур

в тур

h , H , h - высота центра тяжести над уровнем верха

цт цт цт

головки рельсов соответственно груза, порожнего вагона и

турникетов, мм.

в

Значения высоты центра тяжести порожних вагонов (H )

цт

приведены в таблице 18 настоящей главы.

Рис. 51

(не приводится)

Поперечная устойчивость груженого сцепа обеспечивается, если удовлетворяется неравенство:

P + P

ц в

------- <= 0,55, (78)

P

ст

где: P и P - дополнительная вертикальная нагрузка на колесо

ц в

от действия соответственно центробежных сил и ветровой нагрузки,

тс;

P - статическая нагрузка от колеса на рельс, тс.

ст

Дополнительную вертикальную нагрузку на колесо от действия центробежной силы и ветровой нагрузки определяют по формуле:

2

P + P = ------------[0,075(n Q + Q + Q )H + Wh + 1000(n p - q)], (79)

ц в n (2S + f ) в т тур гр цт в

к ок

где: q - коэффициент, учитывающий увеличение ширины опорного

контура вагонов сцепа и смещение ЦТ длинномерного груза при

прохождении кривых участков пути. Для полувагонов q = 0,11, для

платформ q = 0,1;

2S = 1580 мм - расстояние между кругами катания колесной пары;

f - увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа при

ок

прохождении кривых расчетного радиуса, определяется по формуле:

2 2

l - l

нш вш

f = -----------, (80)

ок R

р

где: l - расстояние между осями шкворней наружных тележек

нш

сцепов, мм;

l - расстояние между осями шкворней внутренних тележек

вш

сцепа, мм;

6

R = 10 мм - расчетный радиус кривой при максимальной

р

скорости движения 100 км/ч.

Статическую нагрузку от колеса на рельс определяют по формулам:

- при отсутствии продольного смещения ЦТ :

гр

b - b

1 о с о

P = --[n Q + (Q + Q )(1 - ----------)], (81)

ст n в т гр тур S + 0,5f

к ок

где: n - число колес грузонесущих вагонов;

к

n - количество грузонесущих вагонов;

в

b - поперечное смещение ЦТ , мм, которое определяется по

с гр

формуле (2);

b - дополнительное поперечное смещение центра тяжести

о

длинномерного груза на сцепе при прохождении кривых, мм:

2 2

(l +/- 2l ) - l

ср о ср

b = ---------------------, (82)

о R

р

где: l - расстояние между серединами грузонесущих вагонов

ср

сцепа, мм;

l - расстояние от опоры до середины грузонесущего вагона, мм.

о

Знак (+) принимается при смещении опор наружу сцепа от середины грузонесущих вагонов, знак (-) - при смещении опор внутрь;

- при смещении груза только вдоль вагона (для менее нагруженной тележки):

l

1 о с

P = --[0,5Q + (Q + Q )(0,5 - --)]; (83)

ст т т гр тур l

n в

к

- при одновременном смещении груза вдоль и поперек вагона (для менее нагруженной тележки):

l b - b

1 о с о

P = --[0,5Q + (Q + Q )(0,5 - --)(1 - ----------)], (84)

ст т т гр тур l S + 0,5f

n в ок

к

т

где: n - число колес тележки вагона;

к

l - продольное смещение центра тяжести груза, мм, которое

с

определяется по формуле (1), предусмотренной в настоящей главе.