11.12. Особенности расчета сил, действующих на длинномерный груз и турникетные опоры, при размещении груза с опорой на два вагона

11.12. Особенности расчета сил, действующих на длинномерный груз и турникетные опоры, при размещении груза с опорой на два вагона.

При расчете сил должны учитываться особенности конкретного способа размещения груза и типа турникетных опор (в соответствии с пунктом 11.11 настоящей главы). В необходимых случаях должен быть также выполнен расчет на прочность крепления грузов к грузовым площадкам турникетных опор.

При разработке новых конструкций турникетов должны также рассчитываться собственно турникетные опоры и устройства их крепления к вагонам. Расчеты выполняются с учетом продольных, поперечных и вертикальных инерционных сил, а также сил трения и ветровой нагрузки.

В формулах для определения сил приняты следующие обозначения:

Массы:

Q - масса турникетной опоры;

тур

Q - масса неподвижных частей турникетной опоры;

тур.н

Q - масса подвижных частей турникетной опоры.

тур.п

Силы трения в продольном направлении:

пр

F - между турникетной опорой и платформой;

тр.оп

пр

F - между подвижными и неподвижными частями турникета;

тр.пн

пр

F - между грузом и грузовой площадкой.

тр.гп

Силы трения в поперечном направлении:

п

F - между турникетной опорой и платформой;

тр.оп

п

F - между подвижными и неподвижными частями турникета;

тр.пн

п

F - между грузом и грузовой площадкой.

тр.гп

Точкой приложения продольных инерционных сил принимается центр

тяжести груза (ЦТ ). Точками приложения поперечных и вертикальных

гр

инерционных сил принимаются центры тяжести поперечных сечений

груза, расположенные в вертикальных плоскостях, проходящих через

середину опор. Точкой приложения равнодействующей ветровой

нагрузки принимается геометрический центр тяжести общей

наветренной поверхности груза и турникетных опор.

11.12.1. Продольная инерционная сила рассчитывается по формулам:

11.12.1.1. Продольная инерционная сила, действующая на груз вместе с жестко связанными с ним подвижными частями турникетных опор:

т

F = a (Q + n Q ). (85)

пр пр гр п тур.п

11.12.1.2. Продольная инерционная сила, действующая на крепление турникетных опор к вагону:

- неподвижной опоры шкворневого турникета:

т

F = a (Q + Q + Q ); (86)

пр пр гр тур тур.п

- подвижной опоры шкворневого турникета:

т

F = 1,25(0,5Q + Q )мю + Q a ; (87)

пр гр тур.п ск тур.н пр

- турникетных опор подвижного турникета:

т

F = a (0,5Q + Q ), (88)

пр пр гр тур

т

где: a - удельная продольная инерционная сила;

пр

мю = 0,1 - коэффициент трения скольжения между подвижной

ск

грузовой площадкой и основанием шкворневого турникета;

n - количество подвижных опор в комплекте турникетов (для

п

шкворневых турникетов n = 1, для подвижных турникетов n = 2).

п п

т

Величина удельной продольной инерционной силы a определяется

пр

в зависимости от вида, конструкции турникета и способа его

крепления на вагоне:

- для несъемных турникетов (например, закрепленных на вагоне

т

при помощи сварки) a определяют по формуле:

пр

(Q + 2Q )

т гр тур.п

a = 3,0 - ---------------; (89)

пр 144

т т

- для съемных турникетов a = 0,86 тс/т; a = 1,2 тс/т:

пр188 пр44

0,34(Q + 2Q )

т гр тур.п

a = 1,2 - -------------------; (89а)

пр 144

- для подвижных турникетов со стальными фрикционными

элементами при массе груза вместе с подвижными частями турникета

т

свыше 65 т a в зависимости от угла наклона клиновой поверхности

пр

или криволинейных направляющих в точке, находящейся на расстоянии

400 мм от нейтрального положения подвижной части турникета,

определяется в соответствии с данными таблицы 38 настоящей главы.