Решение Верховного Суда РФ от 20.02.2007 N ГКПИ06-1434 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими отдельных положений Инструкции о порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, утв. Минсоцзащиты РФ от 16.12.1993 N 1-49-У>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1434

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующей Инструкции Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 16 декабря 1993 г. N 1-49-У "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" (пункты 2, 3, 6 частично, 7, 8),

установил:

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 16 декабря 1993 г. утвердило Инструкцию N 1-49-У "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов".

Гражданин А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей вышеназванной Инструкции. Как указывает заявитель, она в отдельных положениях и в целом противоречит Указу Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов". Инструкция принята с нарушением процедуры и нарушает его право на пенсионное обеспечение как помощника народного депутата.

В суде А. уточнил заявленные требования и просил суд признать недействующими пункты 2, 3, 6 (частично), 7, 8 Инструкции.

Представители заинтересованных лиц: Минздравсоцразвития России Таболина И.В., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Инструкции соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" и не нарушают права заявителя.

Минфин России просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав объяснения заявителя А., его представителей Штернбек Т.И., Комаровой А.А., представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Таболиной И.В., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Инструкция "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 1993 г., регистрационный номер 439 и опубликована в установленном порядке.

Инструкция издана в развитие положений подпункта "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов". Народным депутатам и их помощникам предоставляется социальная гарантия в виде досрочного назначения пенсии, если они имеют стаж работы, дающий право на полную пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.). Указанная пенсия подлежит периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.

Выплата государственных пенсий вышеперечисленным лицам производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что продолжительность стажа работы, дающего право на полную пенсию по старости, установлена статьями 10, 11, 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом абзац второй пункта "а" и абзац второй пункта "б" статьи 12, которые предусматривают возможность назначения пенсии на льготных основаниях при неполном стаже на соответствующих работах, не применяется.

Таким образом, пункт 2 Инструкции отсылает к нормам Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которые устанавливают продолжительность стажа работы, дающего право на полную пенсию по старости, что соответствует буквальному толкованию подпункта "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435, который предоставляет народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов и их помощникам право на досрочное назначение пенсии по старости.

Представитель Минздравсоцразвития России Таболина И.В. пояснила в суде, что пенсионное обеспечение военнослужащих, к числу которых относится заявитель, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В Инструкции речь идет о назначении пенсии тем народным депутатам созыва 1990 - 1995 годов и их помощникам, пенсионное обеспечение которых осуществляется по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 Инструкции народным депутатам, имеющим право к 23 сентября 1993 года на пенсию по инвалидности, а также за выслугу лет, может быть назначена пенсия в соответствии с Указом независимо от их возраста. При этом пенсия по инвалидности устанавливается на период инвалидности.

Данный пункт Инструкции называет другие виды пенсионного обеспечения, кроме пенсии по старости и на льготных условиях, а именно: пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет. Эти виды пенсий были установлены Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Положения пункта 3 Инструкции никоим образом не ущемляют права народных депутатов созыва 1990 - 1995 годов и их помощников в пенсионном обеспечении.

Пункт 6 Инструкции определяет, что пенсионное обеспечение в соответствии с Указом помощников народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов осуществляется при соблюдении условий и правил, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 и 5 настоящей Инструкции (первое предложение пункта 6).

Данное положение Инструкции имеет отсылочный характер. Как указывалось выше, положения пунктов 2 и 3 Инструкции соответствуют действующему законодательству, а пункты 1, 4, 5 Инструкции заявителем не оспариваются.

Выплата пенсий, назначенных в соответствии с Указом, производится в порядке, установленном статьями 22, 87 и разделом IX Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом пенсии, назначенные досрочно, работающим пенсионерам не выплачиваются до достижения возраста, при котором предоставляется пенсия по старости на общих основаниях, а в соответствующих случаях - на льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда (пункт 7 Инструкции).

Пенсия в соответствии с Указом назначается местными органами социальной защиты населения по месту жительства пенсионера со сроков, предусмотренных статьями 118, 119 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР".

Пенсия в соответствии с Указом не назначается тем бывшим народным депутатам Российской Федерации, на которых по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 6 октября 1993 г. N 1590 "О нераспространении государственных гарантий социальной защиты на отдельных бывших народных депутатов Российской Федерации".

Предварительное заключение о праве на пенсию по Указу от 23 сентября 1993 года дает Минсоцзащиты России (пункт 8 Инструкции).

Данные пункты Инструкции определяют порядок выплаты пенсий, назначенных в соответствии с Указом, и отсылают к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Положения Инструкции не лишают заявителя права на выбор пенсионного обеспечения.

Доводы заявителя о нарушении процедуры принятия Инструкции являются несостоятельными.

На момент издания Инструкции Минсоцзащиты России имело полномочия по принятию нормативных правовых актов по социальной защите населения. Основание: Положение о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. N 615 (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 N 167).

Инструкция согласована с Минфином России, который не оспаривает полномочия Минсоцзащиты России.

Более того, имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2006 г. по заявлению Д. о признании частично недействующим пункта 1 Инструкции о порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 16 декабря 1993 г. N 1-49-У. В удовлетворении заявленных требований Д. отказано.

При рассмотрении заявления об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет компетенцию органа государственной власти на издание нормативного правового акта.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку требования заявителя оставлены без удовлетворения, отсутствуют правовые основания для присуждения стороне понесенных по делу судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление А. о признании недействующей Инструкции Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 16 декабря 1993 г. N 1-49-У "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" (пункты 2, 3, 6 частично, 7, 8) - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ