Решение Верховного Суда РФ от 21.03.2007 N ГКПИ06-1521 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 08.06.2006 N 357 "О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К., Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 "О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 утверждена федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".
Гражданин К. и Отделение "Гринпис" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 "О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".
Как указывают заявители, оспариваемый правовой акт является незаконным, поскольку Программа утверждена в нарушение Федерального закона "Об экологической экспертизе", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации. Оспариваемым актом нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на участие в принятии экологически значимых решений.
В суде К., представляющий также интересы Отделения "Гринпис", поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (поручение от 23.11.2006 АЖ-П12-5590).
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Никитин И.И. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что оспариваемый акт соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы граждан, поскольку не решает вопросы создания каких-либо объектов, а направлен на подготовку и разработку проектов размещения, строительства и реконструкции определенных объектов при условии обязательной государственной экологической экспертизы.
Выслушав объяснения заявителя К., представляющего также интересы Отделения "Гринпис", представителя заинтересованного лица Правительства РФ Никитина И.И., пояснения представителя Росприроднадзора Астаховой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Утвержденная федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития г. Сочи как курорта федерального значения с учетом необходимости соблюдения оптимального равновесия между курортно-оздоровительным и спортивным использованием данной территории.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", действовавшей на момент принятия оспариваемого правового акта, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежали проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых могла привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технические и инструктивно-методические документы, утверждаемые органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая могла оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу.
Как установлено в судебном заседании, проект оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждена федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" на момент принятия не проходил государственную экологическую экспертизу.
Такая экспертиза проведена после издания Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357, что подтверждается заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2002 - 2014 годы)".
Заключение экспертной комиссии утверждено Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 октября 2006 г. N 402 (л.д. 156 - 172).
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (статья 32).
Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой предшествующую стадию государственной экологической экспертизы.
Согласно статье 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Государственная экологическая экспертиза пришла к выводу, что представленная Программа по своему составу и содержанию соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным документам в области охраны окружающей среды и природопользования.
Федеральная целевая программа создает организационные условия для разработки проектов размещения, строительства и реконструкции определенных объектов при условии обязательной государственной экологической экспертизы каждого объекта, что отражено в пункте 4 экспертного заключения, и предполагает проведение обширного комплекса природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие строительства на окружающую среду.
Данное заключение является действующим и не оспорено в установленном порядке, поэтому доводы заявителей о незаконности данного акта, поскольку он принят неуполномоченным органом и с нарушением действующего законодательства, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" одной из основных задач национальных парков является создание условий для регулируемого туризма и отдыха.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в статье 15 предусматривает, что на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.
На территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
г) рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Земельный кодекс Российской Федерации допускает наличие в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (статья 95).
Федеральная целевая программа предусматривает строительство 15 олимпийских объектов, в том числе 8 объектов на территории Сочинского национального парка, особо охраняемой природной территории федерального значения.
В 2006 году Сочинским национальным парком разработано "Обоснование функционального зонирования Сочинского национального парка", которое получило положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом Росприроднадзора от 27 сентября 2006 г. N 335. Экспертная комиссия сделала вывод о допустимости воздействия на окружающую среду при использовании предложенной схемы функционального зонирования Сочинского национального парка.
Таким образом, доводы заявителей о том, что реализация предусмотренных Программой мероприятий будет являться нарушением Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" и Земельного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает запрет на хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59).
Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" по заключению государственной экологической экспертизы не окажет неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Программа не предполагает строительство на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Федеральная целевая программа предусматривает мероприятия, связанные с природоохранной деятельностью.
Следовательно, несостоятельны доводы заявителей о нарушении оспариваемым актом требований Конвенции об охране природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Как пояснила в суде представитель Росприроднадзора Астахова Е.В., с 1 января 2007 г. в соответствии с требованиями закона любые изменения в Программе будут проходить экологическую экспертизу.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232 в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" внесены изменения. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
С учетом этого граждане, общественные организации, органы местного самоуправления не лишены права представить свои предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление К., Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 "О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей