Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2007 N КАС07-259 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.02.2007, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 и Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 29.06.2006 N 150 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 N 256">
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В.,
Хомчика В.В.,
с участием прокурора Багателии В.И.
рассмотрела в судебном заседании 19 июня 2007 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пункта 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 года N 150 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256" и Приложения к этому Приказу,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Савенко И.Г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Багателии В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что оспариваемый пункт Приказа Министра обороны Российской Федерации и приложение к этому Приказу противоречат требованиям п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", статьям 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации, что повлекло снижение предусмотренного увеличения тарифных ставок (окладов) с 40 до 20 процентов, а в конечном итоге - уменьшение ее заработной платы.
Вопреки п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", размер увеличения тарифных ставок (окладов), установленный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 года N 150, не согласован, по утверждению К., с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
К., ссылаясь на ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также указывает, что бюджет на 2006 год формировался с учетом размера увеличения тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки, предусмотренных действующим Постановлением Минтруда РФ от 4 марта 1993 года N 47, т.е. для медицинских и фармацевтических работников военно-медицинских учреждений (подразделений) - на 40 процентов.
Таким образом, оспариваемые положения Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 года N 150, по мнению К., нарушают ее права и противоречат действующему законодательству.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2007 года в удовлетворении указанных требований К. отказано.
В кассационной жалобе К., не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований, поскольку Военной коллегией существенно нарушены нормы материального права.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Так, суд первой инстанции обоснованно сослался в решении на Постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", которым Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право в пределах выделенных средств увеличивать для гражданского персонала воинских частей Министерства обороны Российской Федерации размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки до 50 процентов. При этом конкретный размер увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников и видам деятельности определяется по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (в настоящее время - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", с 1 мая 2006 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений установлена в размере 1100 рублей. Пунктом 3 этого Постановления установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, должно осуществляться в пределах средств федерального бюджета на 2006 год, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета.
При этом суд первой инстанции сделал обоснованную ссылку на ст. 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за эффективное и целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, определено, что это министерство осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
В целях реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 и от 29 апреля 2006 года N 256 и был издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 года N 150, в котором предусмотрено (одновременно с введением тарифной ставки первого разряда ЕТС в размере 1100 рублей и новых межразрядных тарифных коэффициентов ЕТС) увеличение тарифных ставок (окладов) для гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в размере до 35 процентов.
Обжалуемый Приказ Министра обороны Российской Федерации, установивший увеличение тарифных ставок (окладов) в размере до 35 процентов, не может нарушать прав заявителя, поскольку одновременно с введением новых размеров увеличения тарифных ставок (окладов) введена новая ставка первого разряда ЕТС в размере 1100 рублей (ранее - 800 рублей).
При этом размеры увеличений тарифных ставок (окладов) до 35 процентов (в зависимости от категорий работников и видов деятельности) установлены, вопреки утверждению К., по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Из листа согласований (л.д. 50) видно, что проект Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 года N 150 завизирован 27 июня 2006 года заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Не подтверждается материалами дела и утверждение К. в кассационной жалобе о том, что оспариваемый Приказ Министра обороны Российской Федерации противоречит п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, а также статьям 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как правовым актам, имеющим большую юридическую силу и гарантирующим право каждого гражданина на достойный жизненный уровень и право на непрерывное улучшение условий жизни, так как указанные нормативные акты регулируют общие правила повышения заработной платы, а оспариваемый заявительницей конкретный нормативный правовой акт не противоречит этим правилам, также предусматривая увеличение заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей