Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2007 N КАС07-276 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.03.2007 N ГКПИ06-1557, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 16.2 Наставления по работе патрульно-дорожной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 20.04.1999 N 297>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ф. о признании частично недействующим п. 16.2 Наставления по работе патрульно-постовой службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 по кассационной жалобе Ф. на решение Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя заявителя - Кретова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства внутренних дел РФ Шакирова Ю.К. и Ромашкина С.Ю., возражавших против доводов кассационной жалобы,
Приказом Министерства внутренних дел РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 утверждено Наставление по работе патрульно-постовой службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 16.2 этого Наставления предусмотрено, что при несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номер шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного пункта Наставления в части сверки идентификационного номера, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах.
В обоснование заявленного требования Ф. сослался на то, что оспоренное положение нормативного правового акта не содержит гарантий от нарушения конструктивной целостности автомобиля, не содержит запрета на демонтаж и разборку узлов и агрегатов, не накладывает на сотрудников ДПС обязанностей по обеспечению исправности автомобиля при проведении процедуры сверки номеров, не устанавливает требований о присутствии при сверке номеров понятых, не ограничивает время проведения осмотра, а также не содержит требований о составлении сотрудниками ДПС каких-либо документов, отражающих действия работников ДПС (протоколов), в результате чего нарушаются конституционные права заявителя.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального закона (неизвещения заявителя о времени и месте судебного заседания).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ дал правильное толкование как оспоренного положения Наставления, так и норм федерального законодательства и пришел к обоснованному выводу о соответствии пункта 16.2 в оспариваемой его части закону.
Действительно, закрепленная в пункте 16.2 Наставления процедура сверки сотрудником ДПС идентификационного номера, номера шасси (рамы), кузова и двигателя транспортного средства с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), является составной частью осмотра транспортных средств, заключающегося в визуальном сравнении номеров агрегатов транспортного средства с их данными в регистрационных документах в целях выявления несовпадений.
Указанное предписание акта соответствует положениям пункта 23 части 1 статьи 11 Закона РФ "О милиции", согласно которому милиции, представляющей собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов.
Оспоренное положение нормативного правового акта соответствует и подпункту "н" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, предусматривающему, что для выполнения возложенных на нее обязанностей, к которым, в частности, относятся организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, Госавтоинспекция имеет право осуществлять осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы.
А поскольку оспоренная норма акта не противоречит федеральному закону и Указу Президента РФ, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд РФ обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявления.
По изложенным обстоятельствам несостоятельна ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что именно оспоренное положение возлагает на водителя в рассматриваемом случае определенные обязанности по предъявлению автомобиля для сверки номеров агрегатов автомобиля с данными, записанными в регистрационных документах, и что якобы ни федеральный закон, ни Указ Президента РФ не содержат предписаний, в определенной степени ограничивающих права водителей автомобилей в указанных случаях.
Не может Кассационная коллегия согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что оспоренное положение акта содержит неопределенное предписание, допускающее произвол в действиях работников дорожно-патрульной службы.
В соответствии с п. 13.8 Наставления остановка транспортных средств (в любом случае) должна осуществляться на минимально короткий срок.
Кроме того, если при указанной в п. 16.2 Наставления процедуре права и законные интересы окажутся нарушенными, последний вправе обжаловать действия работников ДПС в судебном порядке.
В кассационной жалобе заявитель утверждает, что не был извещен о времени и месте судебного заседания Верховного Суда РФ.
Однако данное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку из материалов дела следует, что заявителю была направлена телеграмма (извещение) с уведомлением по указанному им в заявлении адресу (л.д. 17).
Согласно телеграмме оператора почтового отделения, извещение (телеграмма) Ф. не была вручена в связи с тем, что адресат по указанному им адресу не проживает (л.д. 20).
Гражданский процессуальный кодекс РФ обязывает лиц, участвующих в деле, сообщать суду о перемене своего адреса во время производства по делу; при отсутствии такого сообщения судебное извещение посылается по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считается доставленным, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает и не находится (ст. 118 ГПК РФ).
Заявитель не сообщал суду об изменении места жительства или места пребывания, сам в почтовое отделение для получения телеграммы, несмотря на оставленное почтовым оператором извещение о наличии таковой, не явился (л.д. 89).
Кроме того, как следует из письменного ходатайства Ф. от 23 мая 2007 г. о рассмотрении дела по кассационной жалобе в его отсутствие (ходатайство поступило в Кассационную коллегию лишь 28 июня 2007 г.), заявитель зарегистрирован по адресу: г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, дом 38а, кв. 180, однако это место постоянного проживания суду первой инстанции не сообщал. Таким образом, суд первой инстанции в полном соответствии с частью 4 ст. 113 ГПК РФ направлял извещение заявителю по адресу, указанному им самим.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей