Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации и выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении ПС

III. Осуществление валютного контроля

при проверке таможенной декларации и выпуске товаров

в рамках технологии, основанной на применении ПС

8. В технологию валютного контроля, основанную на применении ПС, включаются возмездные поставки товаров по внешнеэкономическим договорам (сделкам), на которые в соответствии с валютным законодательством распространяется требование об оформлении ПС.

При принятии решения о необходимости представления декларантом ПС и заявления его реквизитов в таможенной декларации необходимо учитывать следующее:

1) ПС/ПСб подлежат представлению в таможенные органы, если декларируемые товары помещаются под заявляемый таможенный режим на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об их оформлении (исключение составляет таможенный режим международного таможенного транзита, при котором не установлено требование о заявлении в транзитной декларации сведений о ПС/ПСб);

2) порядок оформления ПС установлен Инструкцией N 117-И;

3) в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных валютным законодательством, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них по внешнеэкономическому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Из указанных положений Инструкции N 117-И следует, что требование об оформлении ПС не распространяется на:

- договоры, по которым расчеты осуществляются через счета резидентов, открытые в Банке России, поскольку подразделения Банка России не являются уполномоченными банками, а также при осуществлении расчетов через счета, открытые в Федеральном казначействе;

- договоры, предусматривающие поставку товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, учет валютных операций по которым осуществляет уполномоченный банк, ведущий в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации соответствующий кредитный счет, не являющийся счетом резидента <*>;

--------------------------------

<*> Управление государственным долгом Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" осуществляет Минфин России.

- договоры, заключенные и оплачиваемые за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), по которым расчеты осуществляются со счета займа (счета, на котором находятся денежные средства, выделенные Российской Федерации МБРР и ЕБРР), т.е. не со счета импортера, на основании письменного подтверждения организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о таких договорах <*>.

--------------------------------

<*> Списки конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, а также организаций, уполномоченных представлять в таможенные органы информацию о контрактах, финансируемых за счет средств указанных займов, доводятся до таможенных органов УВК в соответствии с информацией Минфина России.

Декларирование товаров, перемещаемых по указанным договорам, производится без представления ПС на основании информации, содержащейся в списках конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, направляемых Управлением валютного контроля ФТС России в таможенные органы (на основании информации Минфина России). В случае невозможности отнесения договора к внешнеторговой сделке, заключенной в счет соглашений по займам МБРР и ЕБРР, при декларировании товаров импортер представляет письменное подтверждение о том, что расчеты по договору осуществляются за счет средств займов МБРР и ЕБРР, выданное организацией, уполномоченной представлять в таможенные органы информацию о договорах, финансируемых за счет средств указанных займов (списки таких организаций также направляются Управлением валютного контроля ФТС России на основании информации Минфина России).

В случаях, когда расчеты по договорам, заключенным и оплачиваемым за счет средств займов МБРР и ЕБРР, осуществляются со счета импортера, открытого в одном из уполномоченных банков или банке-нерезиденте в соответствии с соглашением о займе, на такой договор распространяется требование об оформлении ПС (кроме случаев, указанных в п. 3.2 Инструкции N 117-И) <*>;

--------------------------------

<*> С учетом письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 3 апреля 2006 г. N 12-1-4/748.

- договоры между резидентами;

- договоры между нерезидентами;

4) в соответствии с пунктом 3 Информационного письма Банка России от 31 декабря 2004 г. N 30 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" требование об оформлении ПС распространяется на договоры аренды/лизинга. Соответственно представление ПС требуется при декларировании товаров, перемещаемых по соответствующим договорам;

5) согласно пункту 3.2 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС не распространяется на валютные операции, осуществляемые по договору, заключенному:

- между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

- между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 173-ФЗ <*>;

--------------------------------

<*> В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 813, от 10 апреля 2006 г. N 203, от 30 декабря 2006 г. N 856 Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации) и Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом N 173-ФЗ, без ограничений.

- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, с учетом внесенных изменений и дополнений.

9. В случае сомнений в необходимости оформления ПС на представленный при помещении товаров под заявляемый таможенный режим возмездный договор, если ПС оформлен и представлен декларантом, допускается указание реквизитов ПС в графе 28 ГТД.

10. При проверке таможенной декларации, поданной с представлением ПС, осуществляется проверка достоверности (подлинности) ПС и соблюдения порядка оформления ПС, в том числе соответствие его представленному договору.

11. Проверка достоверности (подлинности ПС) и его соответствие договору осуществляется на основе сверки:

1) основных реквизитов договора и ПС, позволяющих их однозначно идентифицировать, включая соответствие сведений, указанных в ПС, сведениям, указанным в договоре, с учетом внесенных в договор изменений и/или дополнений (номер и дата договора, реквизиты сторон, валюта цены и сумма договора, указанных в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И).

В связи с тем, что сведения о сроках расчетов по контракту, указанные в пункте 6.2 листа 2 ПС, в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И рассчитываются экспортером (импортером) самостоятельно и могут не учитывать особенности декларирования (например, применения временной, периодической, неполной или предварительной таможенной декларации) при проверке соблюдения порядка оформления принимаемых ПС, при декларировании товаров точность определения сроков расчетов не проверяется;

2) представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в электронной базе данных паспортов сделок, получаемой из ФТС России <*> (отсутствие в базе данных электронной копии ПС само по себе не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации);

--------------------------------

<*> Централизованное доведение ФТС России электронной базы данных ПС будет осуществляться после разработки соответствующих программных средств.

3) копии ПС его оригиналу (при необходимости с учетом изданных профилей риска по валютному контролю), после чего оригинал возвращается лицу, их представившему (на основании пункта 7 статьи 63 Кодекса - в случае представления копии ПС);

4) оттиска печати уполномоченного банка на ПС (на копии ПС) с образцом оттиска печати, содержащимся в Карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни.

В случае представления ПС (копии ПС), заверенного (заверенной) оттиском печати уполномоченного банка, процедура регистрации которой не завершена, либо заверенного (заверенной) ранее зарегистрированным оттиском печати уполномоченного банка, при наличии у уполномоченного банка новой, зарегистрированной в Банке России печати, следует руководствоваться следующим.

В целях соблюдения сроков проверки таможенной декларации при отсутствии в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного банка, оформившего соответствующий ПС, информация о регистрации Банком России соответствующего оттиска печати должна быть запрошена в вышестоящем таможенном органе (вплоть до УВК ФТС России) с использованием оперативных каналов связи (факс, телефон, электронная почта) <*>.

--------------------------------

<*> При введении уполномоченным банком новой печати, зарегистрированной в Банке России для целей валютного контроля, и использовании наряду с ней ранее зарегистрированной печати необходимо уточнить возможность ее применения (ее действительность) в вышестоящем таможенном органе (вплоть до УВК ФТС России) с использованием оперативных каналов связи.

В случае представления при таможенном оформлении товаров ПС (копии ПС), заверенного (заверенной) печатью уполномоченного банка, процедура регистрации оттиска которой в Банке России не завершена, запрос о возможности принятия данного ПС (копии ПС) следует направлять в УВК ФТС России с использованием оперативных каналов связи с досылкой.

Нормативные акты Банка России не содержат норм, устанавливающих срок, в течение которого уполномоченный банк должен переоформить (перерегистрировать) используемые им печати, в том числе используемые для целей валютного контроля, в случае изменения наименования (места нахождения, организационно-правовой формы) уполномоченного банка.

В период перерегистрации оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля, в связи с изменением его наименования уполномоченный банк может для выполнения функций агента валютного контроля использовать печати с прежним наименованием банка, образцы оттисков которых ранее в установленном порядке были зарегистрированы в Банке России <*>.

--------------------------------

<*> Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 28 февраля 2007 г. N 12-3-1/448.

В связи с этим при таможенном оформлении товаров считаем возможным принимать ПС, которые содержат новые (измененные) наименования уполномоченных банков, но заверены печатями, используемыми для целей валютного контроля, старого образца до получения информации от Банка России о регистрации новых образцов оттисков, которая направляется ФТС России в региональные таможенные управления и таможни.

12. Проверка соблюдения порядка (правил) оформления ПС осуществляется по следующим критериям:

1) соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих <*>;

--------------------------------

<*> С учетом письма ФТС России от 21 июня 2005 г. N 14-14/20697.

2) правильность формирования номера ПС <*>;

--------------------------------

<*> С учетом писем ФТС России от 1 ноября 2004 г. N 13-15/5393, от 14 апреля 2005 г. N 14-14/11722, от 16 марта 2006 г. N 14-14/8431 и телетайпограммы ФТС России от 22 марта 2005 г. N ТФ-574.

3) соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код ОГРН, адрес), сведениям, содержащимся в электронном справочнике уполномоченных банков (BANKLIST), направляемом ГНИВЦ ФТС России;

4) реквизиты Экспортера (Импортера) - в объеме, достаточном для его идентификации.

13. Случаи, не требующие внесения изменений в оформленный ПС и не влияющие на реализацию автоматизированной технологии валютного контроля:

1) сомнения в правильности указания в ПС кода вида договора, а также сведений, указываемых в других графах ПС, не влияющих на возможность идентификации ПС по отношению к представленному договору;

2) указание краткого наименования банка вместо полного (при совпадении других реквизитов банка);

3) при наличии в ПС более ранней даты завершения исполнения обязательств по контракту, чем дата подачи таможенной декларации (при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо изменении предшествующего таможенного режима ввезенных товаров, если данное обстоятельство вызвано: предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением его на складе временного хранения, нарушением сроков поставки товаров иностранным контрагентом и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПС, допущенными неточностями в расчете указанной даты при оформлении ПС (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих подаче таможенной декларации).