Ситуация на рынке труда в текущем году будет определяться мерами, проводимыми федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в финансово - экономической и социальной сферах.
Спад промышленного производства в 1995 году может составить 10 - 14 процентов от уровня 1994 года (23 процента в 1994 году). При этом наибольшее падение объемов производства ожидается в машиностроении и металлообработке - 15 - 22 процента, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно - бумажной и легкой промышленности - 15 - 20 процентов, промышленности строительных материалов - 11 - 18 процентов, пищевой промышленности - 6 - 14 процентов.
В то же время в отраслях топливно - энергетического комплекса прогнозируется замедление темпов спада добычи и производства топливно - энергетических ресурсов до 2,2 процента.
Объем капитальных вложений в 1995 году за счет средств всех источников финансирования оценивается в 170 - 190 трлн. рублей, или 87 - 92 процента уровня инвестиций 1994 года. Сокращение общего объема инвестиций будет сдерживать структурные и технологические преобразования действующего производства.
Продолжающиеся кризисные явления в экономике и недостаток финансовых средств будут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций, что может поставить многие из них (прежде всего предприятия легкой промышленности, станкостроения, приборостроения, электротехники, химического и нефтехимического машиностроения, отраслей военно - промышленного и строительного комплексов) на грань банкротства, а также будет сдерживать реализацию важнейших федеральных социально - экономических и научно - технических программ. Все это обострит ситуацию на рынке труда.
Так, несостоятельными (банкротами) могут оказаться более четверти строительных организаций и предприятий с численностью работников около 1 млн. человек. По предварительным оценкам в 1995 году количество высвобождаемых работников подрядных строительных организаций возрастет по сравнению с 1994 годом в 1,7 раза и составит 123 - 125 тыс. человек. На грани полного разорения может оказаться более 3 тыс. сельскохозяйственных организаций.
К началу 1995 года 158 предприятий Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности были признаны неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса, а к концу года их число может возрасти до 218, или 12 процентов от числа всех предприятий, подведомственных этому Комитету. По прогнозу социально - экономического развития Российской Федерации на 1995 год, на конверсируемых предприятиях в рамках Государственной программы конверсии будет создано 56 тыс. рабочих мест, что позволит занять лишь 10 процентов высвобождаемых работников.
Как показывают прогнозы, в 1995 году могут существенно возрасти темпы реорганизационных и ликвидационных процедур как в отраслевом, так и в региональном разрезе, и прежде всего в Республике Коми, Приморском крае, Ивановской, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Челябинской областях, г. г. Москве и Санкт - Петербурге.
С учетом предполагаемых изменений в структуре и динамике промышленного производства и их влияния на численность занятых граждан можно выделить следующие регионы:
с преобладанием легкой (в основном текстильной) промышленности, в которых уже в настоящее время наблюдаются самые высокие темпы сокращения численности занятых граждан (Ивановская, Костромская и Ярославская области), со значительной долей предприятий химико - лесного комплекса, переживающего глубокий спад (Республика Карелия, Архангельская, Вологодская и Ленинградская области);
с высоким удельным весом отраслей ВПК и машиностроения, которые характеризуются наибольшим спадом производства (Удмуртская Республика, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Самарская и Тульская области). Серьезной проблемой в этих регионах является концентрация в них наиболее уязвимых в рыночных условиях хозяйствования отраслей промышленности, а также объектов науки, которые не в состоянии содержать занятый трудовой контингент;
с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и высокой долей крупных предприятий, в которых отмечается значительный спад производства и относительно умеренное высвобождение работников (Красноярский край, Волгоградская, Ростовская и Челябинская области);
с высокой долей сырьевых отраслей (нефтегазодобыча, угледобыча), которые характеризуются незначительным сокращением объемов промышленного производства, небольшим сокращением или приростом численности занятых граждан (Республика Коми, Астраханская и Кемеровская области);
с преобладанием отраслей химической и нефтехимической промышленности, в которых наметились тенденции к стабилизации производства и занятости (Республика Башкортостан и Республика Татарстан).
В 1995 году прогнозируется частичный переход скрытой безработицы в открытую. В результате только на предприятиях Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности высвободится 15 - 20 процентов работников.
Численность занятых граждан в отраслях народного хозяйства в 1995 году, по предварительному прогнозу Министерства экономики Российской Федерации, может сократиться по сравнению с 1994 годом на 2,7 млн. человек (в основном за счет уменьшения на 4,8 млн. человек численности работников государственных предприятий) и составит 66,1 млн. человек. В то же время в негосударственном секторе экономики прогнозируется увеличение на 2 млн. человек численности занятых граждан, что составит 59,5 процента всех занятых граждан.
Предусматриваются активные меры по поощрению малого и среднего бизнеса. По экспертным оценкам Министерства экономики Российской Федерации, в 1995 году число малых предприятий составит не менее 1,3 млн. со среднесписочной численностью занятых на них работников 18 млн. человек, а с учетом совместителей и лиц, работающих по договорам, - 35 млн. человек, что составит соответственно 27 процентов и 53 процента численности занятых граждан в отраслях народного хозяйства.
Однако, несмотря на это, ограниченность инвестиций в условиях структурного кризиса не позволит сдержать рост безработицы.
Кроме того, число безработных пополнят беженцы и вынужденные переселенцы из стран ближнего зарубежья. За счет возрастания их притока численность данной группы населения в Российской Федерации в 1995 году увеличится на 500 - 520 тыс. человек, почти половине из них потребуется новое место работы. При этом расселение беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется в основном в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
Положение в сфере занятости населения в Центральном, Поволжском и Центрально - Черноземном районах усугубит приток в них 125 - 130 тыс. граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По прогнозу Федеральной службы занятости России, к концу 1995 года численность зарегистрированных в службе занятости безработных может существенно возрасти и превысить 3 - 4 млн. человек, или 3,5 - 4,8 процента численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (2 процента на конец 1994 года).
Обострится проблема трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и молодежи. В Северо - Западном, Центральном и Поволжском районах особые сложности возникнут с трудоустройством выпускников учебных заведений, прежде всего специалистов в области строительства, сельского хозяйства, электронной техники, приборостроения, химической технологии, судостроения, культуры и искусства, а также по ряду инженерно - технических специальностей.
Произойдет изменение профессионально - квалификационной структуры безработных граждан за счет возрастания доли высококвалифицированных специалистов и работников массовых профессий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей