Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2007 N ГКПИ07-6 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 17 апреля 2007 г. N ГКПИ07-6

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующим пункта 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части слов: "независимо от раздельного или совместного проживания",

установил:

согласно пункту 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Р. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 33 вышеназванных Правил в части слов: "независимо от раздельного или совместного проживания".

Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, лишают ее права на получение субсидии.

Р. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 22 февраля 2007 г. N ДМ-П9-803).

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Литовченко Л.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Литовченко Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51, 19.12.2005; "Российской газете" N 288, 22.12.2005.

Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это бюджетные средства, которые предоставляются гражданам на условиях долевого финансирования целевых расходов (на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Законодатель наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Пункт 33 Правил устанавливает порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии. В соответствии с данным порядком в составе совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации), а не факт их совместного проживания.

Семейные отношения строятся на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Семейный кодекс Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования семейных отношений называет равенство прав супругов, приоритет защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Каждый из супругов свободен в выборе места пребывания и жительства (статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации).

Исходя из правового статуса супругов, несовершеннолетних детей и их родителей, определяемого семейным законодательством, Правительство Российской Федерации установило, что при исчислении совокупного дохода семьи для получения субсидии не имеет правового значения факт раздельного или совместного проживания указанных граждан с получателем субсидии.

Доводы Р. о противоречии пункта 33 Правил статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Данная норма регулирует права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, тогда как предметом правового регулирования пункта 33 Правил являются иные отношения, а именно: порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии.

Часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает заявительный характер предоставления субсидий. Гражданин, претендующий на получение субсидии, должен в заявлении указать постоянно проживающих совместно с ним членов семьи. Однако данная норма Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливает порядка определения состава семьи получателя субсидии.

Таким образом, установление компетентным органом государственной власти порядка исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, при котором учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, независимо от раздельного или совместного проживания, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

При рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет, не противоречит ли оспариваемый нормативный правовой акт федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому доводы заявительницы о противоречии пункта 33 Правил другим нормам настоящих Правил не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан, заявление Р. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р. о признании недействующим пункта 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части слов: "независимо от раздельного или совместного проживания" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ