Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2013 N АПЛ12-734 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 22.10.2012 N АКПИ12-1236, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 N 580>
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 580,
по апелляционной жалобе Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Министерства образования и науки Российской Федерации Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" утвержден Порядок награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Порядок) (приложение N 12).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2010 г., регистрационный номер 17928 и опубликован 16 августа 2010 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 33.
В соответствии с пунктом 1 Порядка решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее).
Б. оспаривает пункт 1 Порядка в части, предусматривающей, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению. В обоснование заявленного требования ссылается на то, что она работает по совместительству старшим воспитателем в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении. Педагогический совет данного учреждения принял решение ходатайствовать о предоставлении ее кандидатуры к награждению почетной грамотой. Однако Управление образования района отклонило ее кандидатуру, поскольку решение о возбуждении ходатайства о награждении принято коллективом не по месту основной работы. Полагает, что оспариваемые ею положения нормативного правового акта противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 14 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и нарушают ее право на равенство возможностей в области труда, на равный подход к оценке качества работы и подвергают дискриминации в зависимости от должностного положения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в удовлетворении заявления Б. отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований. По мнению заявителя, применение пункта 1 Порядка нарушает равенство прав человека и гражданина, поскольку для решения вопроса о возможности награждения работника ведомственной наградой вводит разграничения в правах для лиц, работающих по основному месту работы, и для лиц, работающих по совместительству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 191 предусматривает право работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлением от 15 мая 2010 г. N 337 утвердило Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Пунктом 10.16 указанного выше Положения к компетенции данного министерства отнесено утверждение в установленном порядке ведомственных наград, положений об этих наградах и их описание, а также награждение ими работников данного министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Реализуя предоставленные полномочия, Министерство образования и науки Российской Федерации издало оспоренный (в части) Порядок.
Как правильно пояснил суду первой инстанции представитель Министерства образования и науки Российской Федерации исходя из продолжительности рабочего времени лиц, работающих по совместительству, не превышающей половины продолжительности рабочего времени лиц, работающих по основному месту работы, с учетом различий в объемах и интенсивности работы и ряду иных критериев Минобрнауки России при определении порядка награждения ведомственными наградами вправе было установить, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое положение Порядка не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а следовательно, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что аналогичное условие о возбуждении ходатайства о награждении государственной наградой по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к государственной награде, установлено также пунктом 16 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Суд проверил доводы Б. (изложенные в том числе и в апелляционной жалобе) о том, что указанное выше правовое регулирование не гарантирует равенство прав человека и гражданина, и пришел к правильному выводу о несостоятельности этих доводов, поскольку установленный порядок един для всех работающих по совместительству работников Министерства образования и науки Российской Федерации и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Довод апелляционной жалобы о необходимости предоставления возможности работнику, работающему по совместительству, быть представленным к награждению ведомственной наградой по ходатайству коллектива не его основного места работы сводится к решению вопроса о внесении в Порядок изменений и дополнений в предлагаемой заявителем редакции, что не отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Вывод о законности оспариваемого положения нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
Н.П.ПЕЛЕВИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей