Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2007 N КАС07-485 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 25.07.2007 N ГКПИ07-648, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 октября 2007 г. N КАС07-485

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В.,

Пелевина Н.П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карди" о признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621,

по кассационной жалобе ООО "Карди" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя ООО "Карди" Катунина Д.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Карчкова А.М. и Подлесской Т.И., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пунктом 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).

ООО "Карди" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Правил, указав, что федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, во исполнение которых был издан Приказ от 28 декабря 2004 года N 621, обязанность иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена только для организаций, имеющих опасные производственные объекты. Оспариваемая норма в противоречие с этими нормативными актами расширяет границы применения требований по разработке названных планов, незаконно распространяет действие Правил на организации, эксплуатирующие суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, вследствие чего создаются препятствия для осуществления нормальной экономической деятельности таких организаций, к которым относится и ООО "Карди". Пункт 2 Правил предусматривает, что действие этих Правил распространяется и на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, в то время как ни в одном нормативном правовом акте большей юридической силы не указаны такие организации.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ООО "Карди", считая его незаконным. Полагает, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем нормативные положения пункта 2 Приказа не нарушают прав и законных интересов ООО "Карди", приняты Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 18 декабря 2006 года) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в названной области, установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и производственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 18 декабря 2006 года) организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Подпунктом "в" пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правила, пункт 2 которых оспаривается заявителем, как правильно указал суд в решении, были приняты МЧС России в пределах предоставленных ему полномочий, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2005 года, регистрационный N 6514, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 25 апреля 2005 года, N 17.

Проанализировав законодательство, регулирующее поставленные в заявлении ООО "Карди" вопросы, суд пришел к правильному выводу о том, что распространение действия этих Правил на организации, независимо от форм собственности осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов, основано на нормах вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность организаций планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и постановлений, принятых Правительством Российской Федерации в их развитие и пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 (в редакции Постановления от 15 апреля 2002 года, N 240), планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, МЧС России определяет требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Исходя из положений приведенных нормативных правовых норм, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240, суд пришел к обоснованному выводу об обязанности организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в подпункте "в" пункта 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке.

К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым при осуществлении перевозок грузов, отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 490, подпункт "г", пункт 4).

Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций.

Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о несостоятельности довода заявителя о якобы необоснованном распространении действия Правил на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов. При этом судом было принято во внимание, что ООО "Карди" осуществляет деятельность, связанную с транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов, поэтому включение в оспариваемую норму термина "использование" не затрагивает его прав и свобод.

Доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов суда основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не могут служить поводом к отмене судебного решения.

В решении суда дан подробный правовой анализ оспариваемого положения Правил и сделан правильный вывод о соответствии этих положений действующему законодательству.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Карди" - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

Н.П.ПЕЛЕВИН